Градостроительная ситуация в Москве и Московской области - вопиюща. Это, вероятно, понятно всем думающим. Мы предлагаем вашему вниманию аналитический материал эксперта-архитектор, члена Союза Архитекторов Зои Алексеевны Андриановой. В данном докладе приведены те, тенденции и их последствия, которые, увы, господствуют в градостроительной сфере столичного региона. Далее - прямая речь:
Я бы охарактеризовала градостроительную ситуацию в Москве и области как катастрофическую. Нет устойчивого развития, строительство и освоение ведётся без сбалансированного учета необходимых факторов, не на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (некоторые из которых до сих пор не приняты и не утверждены, а те, что приняты, полны противоречий и несоответствий), да ещё и с колоссальными их нарушениями. Пренебрегают или всячески пытаются обойти даже технические регламенты, регламенты о безопасности и санитарно-защитные требования.
В результате бездумного и наплевательского отношения к окружающей среде, требованиям по экологической безопасности, к памятникам архитектуры, истории и особо охраняемым ландшафтам потери культурного наследия - невосполнимы. Город и область балансируют на грани экологической катастрофы. Не смотря на внушительные затраты из бюджета на решение транспортных проблем и на благоустройство и создание благоприятной среды - созданная среда не благоприятна, беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к социальным и иным объектам не обеспечен, транспортная ситуация пугающе тупиковая.
Экономические факторы, которые должны были стать основным двигателем развития, стали основной причиной строительного беспредела. Ради сиюминутной прибыли освоены земли земельного и лесного фондов, природоохранных и особо охраняемых территорий, территорий, на которые действия градостроительных регламентов не распространяются, и следовательно, любое строительство на этих территориях является не законным. Перенаселённые, не обеспеченные инфраструктурой первой необходимости, зажатые в тиски безысходной транспортной трудно доступности, без надежды на самостоятельное экономическое развитие города-опухоли ближнего Подмосковья, наносящие непоправимый вред экологической ситуации в области и городе, построенные вопреки протестам и жалобам граждан. Разрушающиеся памятники, уничтоженные экосистемы, не справляющаяся канализация, многочасовые пробки.
В Москве, объективно, ситуация менее плачевна чем в области, но тоже далеко не радостная. Ведется строительство за счет общественных территорий, не учитывается мнение граждан при ведении градостроительной деятельности, город задыхается, дорогостоящие попытки решения транспортных проблем приносят лишь временные облегчения, не сколько не продвигаясь в общем комплексном решении проблемы, бессистемное благоустройство.
Основная причина сложившейся кризисной ситуации в Москве и Московской области в фатальном и повсеместном не соблюдении основных принципов законодательства о градостроительной деятельности и земельного права. Согласно этому законодательству, градостроительная деятельность не возможна пока не разработаны, утверждены и приняты все документы, соответствующие и не противоречащие её основным принципам, необходимые для её осуществления. Всё необходимые документы до сих пор не утверждены и не приняты, следовательно, вся градостроительная деятельность, осуществленная без утвержденных и принятых документов - нелегитимна, всё строительство не законно и все участники отношений, регулируемых законом о градостроительной деятельности оказываются лицами, вовлечёнными в противозаконные действия. Вот что такое не утвержденный генеральный план города, например.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ КРИЗИСНОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
1. Приостановить выдачу разрешений на строительство в Москве и Московской области до полной проверки проектной документации, выданных ГПЗУ и разрешений на строительство требованиям РНГП МО, Москвы, законодательства о градостроительной деятельности РФ и законов города Москвы (Градостроительная экспертиза проектной документации на соответствие законодательству о градостроительной деятельности и земельному праву);
2. Объявить мораторий на новые строительные и проектные работы на территории Москвы и Московской области до результатов Градостроительной экспертизы. Обязать застройщиков за их счет привести объекты незавершенного строительства в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и земельного права. Проверить на соответствие и утвердить все необходимые для осуществления градостроительной деятельности документы и схемы территориального планирования, утвердить все генеральные планы. Произвести полный кадастровый переучет в соответствии с утвержденными документами градостроительного зонирования и проектирования;
3. Внести поправки в Главу 8 Градостроительного кодекса РФ в части ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности:
- предусмотреть личную ответственность за профессиональную деятельности в рамках отношений, регулируемых законодательством о градостроительной деятельности (профессиональный Экспертный совет), за предоставление заведомо ложных исходно-разрешительных материалов и разработку проектной документации противоречащей земельному праву и законодательству о градостроительной деятельности, ввести профессиональную аттестацию на право осуществления проектной деятельности;
- предусмотреть ответственность не только за обрушение и причинение вреда и ущерба здоровью, но и за не соблюдение основных принципов законодательства о градостроительной деятельности предусмотренных 1 Главой Градостроительного кодекса РФ (Статья 2) такие как создание благоприятной среды для жизни и деятельности, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, объектами социальной инфраструктуры;
- предусмотреть ответственность за не соблюдение требований Водного, Лесного, Земельного кодексов, технических регламентов о безопасности, земельного права, норм градостроительного проектирования, санитарных и строительных норм и правил.
4. Внести необходимые поправки в Градостроительный кодекс РФ в части организации и проведении градостроительной экспертизы на соответствие документов территориального планирования, градостроительного проектирования, градостроительного зонирования, территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования, (3-6 главы Градостроительного кодекса РФ) основным принципам ведения градостроительной деятельности и земельному праву на этапе подготовки и разработки исходно-разрешительной документации. Положительное заключение Градостроительной экспертизы должно являться основанием для утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, принятия постановления о разработке проектной документации и выдачи ГПЗУ;
5. Возмещение ущерба, возникшего в результате выявленных судебным порядком нарушений законодательства о градостроительной деятельности и земельного права и анализ сложившихся градостроительной, архитектурной, экологической, исторической, транспортной, экономической ситуации в Москве и Московской области. Компенсационные меры по ликвидации последствий в виде проектирования, строительства и благоустройства объектов незавершенного строительства в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, нормами градостроительного проектирования и требованиям технических регламентов;
6. Консолидация архитектурных и градостроительных профессиональных союзов и объединений на региональном и федеральном уровне, представителей научных организаций и высших профильных учебных заведений с целью повышения профессионального мастерства и навыков, повышение уровня проектных работ по средствам введения личной аттестации и ответственности проектировщиков и соответствия их профессиональной квалификации профессиональным стандартам. Создание и наделение профессионального Экспертного Совета Союза Архитекторов полномочиями в принятии решений по утверждению проектной документации и схем территориального планирования. Создание и проведение Градостроительной экспертизы проектной документации на соответствие законодательству о градостроительной деятельности и земельному праву, аттестаций и учебных процессов по повышению квалификаций в рамках работы профессионального Экспертного Совета.
И только после комплексной оценки сложившейся ситуации, в соответствии с разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным правом документами, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности, согласованными и утвержденными всеми субъектами и участниками отношений, регулируемых данным законодательством и земельным правом, можно осуществлять градостроительную деятельность, двигаться дальше по пути планомерного развития и говорить о новых и комплексных этапах освоения территорий.
Эксперт-архитектор,
эксперт и асессор градостроительства,
член Союза Архитекторов
Андрианова Зоя Алексеевна.