Муниципальный депутат Дмитрий Трунин обратился в Государственную Думу РФ с инициативой национализации платной трассы, построенной на деньги Пенсионного фонда и уничтожившей Химкинский лес. Национализацию трассы можно было бы провести в рамках ответных мер на отказ Франции передать вертолетоносцы типа "Мистраль".
По мнению депутата, ранее все введенные Россией ответные санкции были направлены против россиян, так как из за них выросли цены. Национализация трассы позволила бы не только избавить россиян от дорожных податей, но и ударила бы по французской компании "Винси", получающей доходы от использования этой платной дороги.
Прокладка первого участка (15-58 км) трассы платной трассы Москва-Петербург производится по центру старинного Химкинского леса рядом с Москвой. При этом уничтожается ряд ценных природных территорий, которым планировалось придать статус ООПТ, включая места обитаний крупных животных (лосей, кабанов и т.п.), а также видов, занесенных в Красную Книгу Московской области.
Прокладка трассы через лес производится несмотря на тот факт, что наличие альтернативных вариантов, наносящих меньший ущерб окружающей среде, признано официально еще на стадии проектирования. На рисунке ниже принятый на сегодня вариант (наносящий наибольший ущерб лесу) показан красной линией
Согласно независимой экологической экспертизе, проведенной рядом специалистов в области охраны окружающей среды и транспорта, количество альтернативных вариантов намного больше (11). С критикой проекта неоднократно выступал известный транспортный эксперт Михаил Блинкин.
Разработка проекта платной автомагистрали Москва- С.-Петербург начата согласно Поручению Президента РФ от 13 апреля 2004 года и Распоряжению Председателя Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. При этом не уточнялось, будет ли дорога платной, и планируется ли ее прокладывать через лес.
В качестве заказчика проекта было определено ФГУ «Дороги России». Позже, в ходе не вполне понятных процедур, было решено, что проект должен был реализовываться на базе государственно-частного партнерства (ГЧП), а магистраль будет платной. В 2008 г. производился выбор концессионера по проекту. При этом 6.11.2008 конкурс был признан несостоявшимся, но уже через 20 дней (26.11.2008) позиция устроителей конкурса изменилась и победителем конкурса было объявлено ООО «Северо-Западная концессионная компания» (ООО «СЗИК»). Учредителем ООО «СЗКК» оказалась французская компания Vinci Concessions Russie, позиционировавшаяся как дочерняя структура французского концерна Vinci. В действительности Vinci принадлежит менее 40% компании, всем остальным владели компании с Кипра, Ливана, Британских Виргинских островов, владельцев которых до конца не удалось установить.
Проектирование трассы через лес велось ОАО "ГипродорНИИ" под руководством Олега Шахова. Функции государственного заказчика изначально исполняло ФГУ "Дороги России", затем (в 2011 году) функции заказчика перешли к ГК Автодор.
Широкую известность проблема Химкинского леса получила поле нападения на Химкинского журналиста Михаила Бекетова, которое произошло вскоре после написания им статьи "Химкинский лес приговорен". Несмотря на массовые протесты, лидером которых стала Евгения Чирикова, строительство трассы через лес началось в 2010 году идет до сих пор, сопровождаясь разрушением природного наследия и широким применением насилия и запугивания в отношении активистов, пытающихся препятствовать строительству.
28 августа 2010 года работы по строительству трассы через лес были приостановлены Президентом Медведевым после массового митинга на Пушкинской площади в Москве с участием многих знаменитостей, включая Юрия Шевчука.
Однако, 12 декабря 2010 года строительство трассы через лес было возобновлено по тому же маршруту решением правительственной комиссии под руководством Сергея Иванова. Впоследствии стало известно, что близкий Путину олигарх Аркадий Ротенберг увеличил долю в проекте, принадлежащую его компании Мостотрест (которая одновременно является основным подрядчиком по проекту), путем выкупа части доли в проекте у неустановленных лиц.
Президент Медведев вынужден был признать, что в случае Химкинского леса общественные интересы были принесены в жертву коммерческим интересам отдельных людей . В настоящее время (2013) ряд НКО подали иск во французский суд с требованием расследовать обстоятельства участия французского бизнеса (Vinci) в данном проекте.