Кому нужна бардак в вопрсое платежей за общедомовые нужды (ОДН) - задаться таким вопросом заставила жизнь.
Кому нужна чехарда с платежами за ОДН
И приведут ли инициативы в этой сфере к чему-то хорошему?
script
Почему отодвинут срок внедрения новой методики расчета оплаты на общедомовые нужды? Где образуется новый плацдарм для вероятных злоупотреблений во взаиморасчетах? Эксперты дают прогнозы и оценивают перспективы.
Политика без последствий?
В первой декаде апреля некоммерческая организация «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», проанализировав обращения граждан в I квартале 2016 года, обнародовала рейтинг наиболее волнующих население проблем. За это время, отмечает пресс-служба организации, в общественные приемные «ЖКХ Контроль» пожаловалось свыше 8,5 тысячи россиян в 72 регионах страны.
Как и в начале прошлого года, соотечественники в подавляющем большинстве озабочены проблемой начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги (доля подобных обращений в общем потоке составила 18,5%).
Недовольство потребителей, в принципе, вполне предсказуемо. На организованном в марте либеральной платформой партии «Единая Россия» тематическом круглом столе член думского Комитета по энергетике Сергей Есяков отметил: в платежном документе более 50% приходится на оплату тепла и горячего водоснабжения. И это при том, что, как подчеркнул Семен Сазонов, директор по взаимодействию с органами власти ПАО «Квадра», уровень аварийности инженерных сетей прогрессирует и качество услуги падает, а по факту ее стоимость растет, что, естественно, потребителей не устраивает.
«Масла в огонь» до недавнего времени подливала еще и предполагаемый с 1 апреля перенос расходов на общедомовые нужды в строку жилищные расходы и их расчет по нормативам вместо показаний домовых приборов учета. Некоторые специалисты высказывали мнение, что внедрение подобной системы позволит управляющим компаниям вписывать туда практически любые цифры. Однако в самом конце марта Владимир Путин подписал законопроект, отодвинувший это нововведение на несколько месяцев. Теперь перенос этой строки расходов должен быть осуществлен 1 января 2017 года, а установка регионами нормативов — 1 ноября 2016 года.
Чем может обернуться для проблемной отрасли это решение? Оправдано ли оно какими-то экономическими соображениями или же его следует расценивать как чисто политический шаг, призванный «снять напряжение в обществе» перед выборами?
— Да ничем оно не обернется, — считает Андрей Кузнецов, член экспертного совета по ЖКХ при комитете по строительству и земельным отношениям Госдумы V созыва, а ныне гендиректор специализирующейся на управлении и обслуживании недвижимости компании МАТОРИН. — Мы ждем этого уже давно, так что подождем еще. Политика в решении точно есть, никто не даст вырасти квитанциям перед выборами в Госдуму. Кстати, в целом политик как раз и должен думать, как принять нужное для экономики решение без последствий для жизни электората. Позиция с включением ОДН по регулируемой методике — это тот самый временный компромисс, но хотелось, чтобы хоть через год он реализовался.
— А правильна ли вообще, на ваш взгляд, эта инициатива по включению платы за ОДН в статью «жилищные расходы»? Можно было как-то обойтись без этого или нельзя?
— Ну, это уже не инициатива, это требование постановления правительства РФ № 354 от 06 мая еще 2011. Однако первые же практические шаги по его применению вылились в массовые недовольства собственников, поскольку начисления пошли порой неадекватные. Где-то было неправильно посчитано, где-то сознательно завышено. В сущности, это был первый опыт гражданско-правовых отношений в ЖКХ без регулирующей роли государства. И он был неудачный. Поэтому было принято решение приостановить его реализацию до выработки четких правил расчета и нормативов в качестве промежуточного этапа перед полной либерализацией. Но затянулось уже на 5 лет, и теперь добавили еще 1 год.
Конечно, развивает мысль эксперт, это правильно. Дом ведь потребляет коммунальные ресурсы не только в квартирах, но и в общих зонах: на уборку, освещение и отопление. Причем размер этого потребления в большей мере зависит не от бережливости управляющей компании, а от бережливости самих жильцов и технических особенностей дома. «И имея выделенную строчку на ОДН, — констатирует Кузнецов, — собственники увидят размер бедствия и потенциально смогут им управлять. Например, не будут оставлять открытыми окна в коридоре в мороз или скинутся и поменяют все лампы в подъезде на энергосберегающие. Управляющая компания, конечно, и по логике, и по закону должна способствовать энергосбережению. Но без воли собственников и выделения на этого средств она бессильна.
Правда, признает эксперт, новая схема оплаты хоть и способна улучшить картину с платежами в сфере ЖКХ, однако до конца от злоупотреблений избавить ее все-таки не сможет.
В частности, она вряд ли поможет разрешить ситуацию, о которой рассказал в конце марта заместитель генерального директора ОАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий, рассуждая о причинах возникновения долгов за ЖКУ в Санкт-Петербурге. «Просроченная дебиторская задолженность управляющих компаний, подконтрольных городу, — сообщил он, — составляет 3 миллиарда рублей. Из них более 30% (1,2 миллиарда) возникло по указанию городского правительства. Например, идет холодный месяц, платежи за тепло должны вырасти. Но управляющая компания получает директиву сверху — ограничить начисление платежей населению». А между тем общедомовые счетчики, показания которых и служат основанием для взаиморасчетов УК с поставщиками ресурсов, весь объем поставленного ресурса исправно фиксируют. Интересно, за счет каких средств будет перекрываться разница между потребленным и оплаченным объемом в этом случае? Слишком уж велик будет соблазн для многих управляющих организаций компенсировать подобные потери за счет собственников, спрятав их в других строках платежек.
Но как раз введение дифференцированных нормативов оплаты, уверяют некоторые специалисты, и не позволит им так поступить. Только вот, подмечает Эдуард Лисицкий, самый главный инструмент, которым должны оперировать управляющие компании в этом случае — достоверные данные о площадях жилых и нежилых помещений во многоквартирных домах — у многих из них до настоящего времени отсутствует.
И точно пока никто не знает, появятся ли они к новому сроку. А если появятся, то не будет ли ситуация напоминать картину с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, которая во многих случаях просто бралась с потолка и в разы превосходила реальную рыночную цену? Вопрос остается открытым.