С 12 января 2019 года вступают в силу революционные изменения в жилищном законодательстве, которые впервые вводят институт «временных» управляющих организаций для многоквартирных домов. Такую организацию выбирает и назначает орган местного самоуправления в тех домах, где способ управления не выбран, или выбранный способ управления не реализован фактически.
Утвержденные Правила определения временных управляющих организаций были спешно приняты перед самыми новогодними праздниками (как это часто бывает для изменений законодательства, которые принимаются не в пользу граждан) и дают возможности для манипуляций при выборе временной управляющей организации.
Если вкратце, по мнению нашего постоянного эксперта в сфере ЖКХ адвоката Анастасии Колесниковой, законодателем заложены в 161 статью Жилищного Кодекса РФ следующие риски:
Нечетко прописаны правила формирования списка этих "временных" управляющих организаций, процедура выбора и назначения их также неконкретна и схематична.
Орган местного самоуправления выбирает из списка ту организацию, которая имеет в управлении меньше всего многоквартирных домов. Если же у двух управляющих организаций, например, домов одинаково - то выбирает ту компанию, что стоит в списке раньше.
Многочисленные пробелы в законодательстве (едва ли случайные) дают возможность органу местного самоуправления в упрощенном порядке и по существу бесконтрольно (без проведения открытого конкурса) назначить «свою» управляющую компанию.
Ныне введенный порядок прежде считался незаконным и, по мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, нарушал Федеральный Закон "О конкуренции". Очевидно, что опасные нововведения дают бесчисленные возможности для манипуляций с назначением органами местного самоуправления управляющих организаций, которые подконтрольны определенным чиновникам.