Без всякого сомнения, в начале 90-х годов даже сложно было предположить, что появятся лица, которые с трибуны Государственной Думы, а также от имени органов исполнительной власти будут ставить под сомнение прошедшую приватизацию жилья, пытаться пересматривать её итоги, изыскивать возможности прекращения возникших правоотношений.
Теперь такие слова легко произносятся различными официальными лицами в связи с так называемой реновацией. Заявляют уже и о том, что собственникам в многоквартирных домах якобы кроме их квартир практически ничего не принадлежит, их дома - не такие уж частные, а земельные участки для домов никогда не были ни отведены, ни предоставлены.
Безнаказанно отрицаются устройство предыдущего государства, особенности его правовой системы и ставятся под сомнение положения ряда законов СССР и РСФСР.
Лица, которые отказывают нам в праве на наше недвижимое имущество, становятся на путь отрицания законов переходного периода – Земельного Кодекса 1991-2001, Закона РСФСР «О земельной реформе» 1990-1993, Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» 1991 г. и других – в соответствии с которыми мы приватизировали наши квартиры, одновременно приватизировав сами многоквартирные жилые здания, а также земельные участки, предоставленные и отведенные органами государственной власти для строительства этих зданий и их эксплуатации.
Таким образом, ставятся под сомнение воля и полномочия органов власти, которые в рамках начатых экономических реформ передавали гражданам жилую недвижимость.
Кроме того, под сомнение поставлено основание возникновения такого государства как Российская Федерация. А именно:
правопреемство и континуитет, в рамках которого сегодняшнее государство — Российская Федерация является продолжателем государства СССР на внешнеполитической арене, а внутри станы действует правопреемство и признаются все документы на право собственности, бессрочного пользования, что зафиксировано в Конституции, Гражданском, Земельном, Жилищном Кодексах, законе о регистрации недвижимости.
Правопреемство - один из способов сохранения непрерывности, а, следовательно, стабильности и безопасности правового процесса при изменении его субъектного состава. В широком смысле, под правопреемством можно понимать преемственность правового регулирования, в том числе и распространение на вновь образуемую систему органов в новом государственном образовании действовавших ранее правовых норм. Так, согласно пункту 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.
Одним из практических последствий правопреемства внутри страны была постепенная перерегистрация документов, в том числе имущественного характера, в результате чего граждане Российской Федерации должны были получить все необходимые комплекты бумаг на свои квартиры, дома и земельные участки.
В доказательство того, что правопреемство и континуитет не являются вымыслом и то, что документы о создании объектов недвижимости, о предоставлении земельных участков для строительства и экспуатации зданий, об утверждении проектов планировок кварталов и микрорайонов, о регистрации жилых зданий должны были признаваться также, как признаются дипломы, полученные в СССР, трудовые книжки, акты гражданского состояния, другие документы, составленные и выданные органами государственной власти, приведу цитаты из Справки Совета Федерации по проблеме континуитета от 10.01.2007 г:
«Абсолютно бесспорным можно считать тот факт, что Российская Федерация является по отношению к СССР государством-преемником, а СССР по отношению к Российской Федерации — государством предшественником, как это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983 годов. Данный факт подтверждается обязательствами, принятыми Россией в соответствии с международными договорами, заключенными между государствами, являвшимися республиками в составе СССР (в них не участвуют только прибалтийские государства). Так, в первом абзаце преамбулы Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года определенно предусмотрено, что Союз ССР выступает государством-предшественником по отношению к его бывшим субъектам.
Однако международно-правовой статус Российской Федерации как одного из правопреемников СССР объективно не мог уместиться только в модели правопреемства, закрепленной в Венских конвенциях 1978 и 1983 годов. Советский Союз входил в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также имел статус ядерной державы в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Соответственно, такое значимое военно-политическое положение СССР требовало применения особого подхода к решению вопросов правопреемства, возникших после прекращения его существования.
Таким особым подходом стала концепция континуитета. По общему согласию государств-участников СНГ было решено рассматривать Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР со всеми вытекающими из этого последствиями: переход к Российской Федерации места постоянного члена Совета Безопасности ООН; признание за Российской Федерацией статуса ядерной державы по смыслу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Так, пункт 1 Решения Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года предусматривает, что «государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и в других международных организациях.
Таким образом, можно утверждать, что Российская Федерация выступает одновременно в качестве государства-преемника и продолжателя СССР, что признано не только государствами-участниками СНГ, но и международным сообществом. С одной стороны, она приняла на себя права и обязанности как одно из государств, входившее в состав СССР, которое согласилось нести наряду с другими государствами-участниками СНГ ответственность за его международные отношения, как это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983 годов (правопреемство в отношении международных договоров, архивов, долгов, собственности).
С другой стороны, Российская Федерация является единственным государством, к которому перешли некоторые особенности международно-правового статуса СССР (постоянное место в Совете Безопасности ООН и статус ядерной державы по Договору 1968 года). С этой точки зрения только Россия является государством, продолжившим играть ту»...«роль, которую играл в прошлом СССР в международных отношениях. В этом смысле Российская Федерация обеспечила континуитет международных обязательств СССР и его международной правосубъектности».
Заканчивая доклад, хочется подчеркнуть, что реновация — это еще один тревожный звонок, показывающий как сиюминутный экономический интерес подминает под себя большинство начатых 26 лет назад преобразований и гарантий, данных гражданам при трансформации государственной системы.
По приведенной ниже ссылке можно принять участие в обсуждении как этого материала о намеренном стремлении перечеркнуть всё советское законодательство, чтобы с помощью реновации лишить москвичей имущества (не только квартир, но и комфортабельных земельных участков, ИЗНАЧАЛЬНО для домов выделенных), так и других вопросов, связанных с этим механизмом лишения москвичей собственности:
http://www.dolewka.ru/forum/ocenim-programmu-renovacii-zhilogo-fonda-v-moskve - ветка форума о реновации, выделенная под эту актуальную тему, которая затрагивает (учитывая экологические последствия) не только собственников квартир в малоэтажных домах, но и всех жителей столицы.