По просьбе активистов района Теплого Стана распространяем плод их многолетней практики в области борьбы ответственных собственников с безответственностью и неподотчётностью управляющих компаний и гос. органов в сфере жилищного-коммунального хозяйства, а именно - даётся алгоритм "добычи" отчетности по обслуживанию жилых домов (с конкретными образцами обращений). Истребование первичной документации в сфере ЖКХ и ее детальный анализ - те первые шаги, которые ответственные собственники могут предпринять касательно наведения порядка с управлением и обслуживанием своего дома.
Пособие предназначено для активных, инициативных и не равнодушных граждан уважающих свои права и свободы гарантированные им Конституцией и законодательством РФ. В пособии будут представлены бланки документов, составленные на положениях Конституции РФ - основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу на всей территории страны и обязательного к исполнению всеми должностными лицами и органами власти, а также на требованиях законодательства РФ, устанавливающих право граждан на осуществление поиска и получения любой информации, в любых формах и из любых источников, непосредственно затрагивающей их законные права, свободы и интересы.
Подача представленных образцов обращений (предложения, заявления, жалобы, претензии и т. д.) в различные инстанции, предоставит возможность заявителям получать информацию, касающуюся их законных прав, свобод и интересов, а в случае отказа либо предоставления ответа (отписок) не по существу поставленных в обращении вопросов - привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
ДЛЯ УДОБСТВА приведем ссылки на размещенные отдельно подборки образцов запросов.
Только совместными усилиями граждане смогут противостоять зарвавшимся чиновникам, злоупотребляющими своими служебными положениями и должностными полномочиями, создавать коррупционные схемы (рука руку моет) нарушающие права граждан и требования закона, в том числе правовых основ и принципов федерального закона «О противодействии коррупции».
Отсутствие персональной ответственности каждого конкретного должностного лица освободившего себя от юрисдикции закона, стилем работы которого стал - ущемление прав граждан, безнаказанность, вседозволенность, обман, фальсификация, круговая порука, игнорирование исполнения своих служебных обязанностей по исполнению требований закона, - подрывает правовые устои государства и дискредитирует законно избранные органы власти и порождает недоверие граждан к Президенту Российской Федерации - гаранту Конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Примеры, длящиеся долгие годы, противоправной безнаказанной деятельности чиновников, развращают и оказывают отрицательное влияние на подчиненных им служащих.
Для самообразования и понимания своих действий, по применению законодательства РФ, при отстаивании гражданами своих законных прав, свобод и интересов, и привлечения виновных к ответственности, ниже представлены, подлежащие применению, положения Конституции и требования Законодательства РФ, а также образцы обращений в соответствующие органы, а именно:
Положения Конституции и требования Законодательства РФ - глава 1,
в Управляющую организацию - глава 2,
в Управу района - глава 3,
в ГКУ « ИС района» - глава 4,
в Префектуру округа г. Москвы - глава 5,
Депутатам Муниципального округа района - глава 6,
в иные органы власти г. Москвы - глава 7,
Президенту и иные Федеральные органы - глава 8,
Глава 1.
Право применение Законодательства РФ.
Для применения в правовой сфере России установлена следующая, иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы).
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международные договоры и соглашения РФ, а также общепринятые принципы и нормы международного права.
3. Федеральные законы:
Федеральные конституционные законы.
Федеральные законы (в том числе Кодексы)
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
Указы Президента Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации.
Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).
5. Законы субъектов федерации.
6. Подзаконные правовые Акты субъектов федерации.
Конституция РФ.
Конституция РФ как юридический документ - основа всего законодательства страны, закон, обладающий высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями, нарушения которых рассматриваются в качестве очень серьезных правонарушений.
Так, в силу:
ст. 2 Конституции РФ - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Принцип законности закреплён ч. 1, ч.2 ст.15 Конституции РФ, определяющий, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории, равно как и то, что органы государственной власти (в том числе прокуратура, следственный Комитет, МВД ), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Так, в силу:
ч. 1 ст. 15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ - Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ч. 1 ст. 17 Конституции РФ - В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Ч. 2 ст. 17 Конституции - Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Ст. 18 Конституция РФ - Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ч. 2 ст. 24 Конституции РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать любому гражданинувозможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ – каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющий государственную тайну, определяется Федеральным законом.
Ч. 2 ст. 35 Конституции - Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Ч. 1 ст. 45 Конституции РФ - Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Ч. 1 ст. 46 Конституции- Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральные законы.
В развитие конституционных прав граждан на получение информациинепосредственно затрагивающей их права и свободы, приняты следующие Федеральные законы:
Федеральный закон №8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». (далее ФЗ - № 8)
Так согласно ст. 8 ФЗ - № 8 пользователь имеет право:
п.1) - получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
п.3) - не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
Также согласно Ст. 11 ФЗ - № 8 - основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
3. достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
Федеральный закон №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан». (далее ФЗ-№ 59)
Так согласно:
ст. 5 ФЗ-№ 59 - При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ч.6 Ст. 8 ФЗ-№ 59 - Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Ч.1 Ст. 10 ФЗ-№ 59 - Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». (далее ФЗ - № 149)
Так, согласно:
ч. 1. ст. 8 ФЗ - № 149 - Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Ч. 2. ст. 8 ФЗ - № 149 - Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Ч. 1 ст. 11.1 - ФЗ - № 149 - Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
Одновременно.
Должностные лица, органов федеральной (Правительство РФ и т.д.) и региональной власти (Правительство г. Москвы, Мосжилинспекция, Префектуры Управы, и т.д.), несущие государственную службу одновременно в ходе своей деятельности обязаны соблюдать и исполнять нормы Федерального закона № 79-ФЗот 27.07.2004г «О Государственной Гражданской службе в РФ» (далее ФЗ - № 79) и закона г. Москвы № 3 «О Государственной Гражданской службе в г. Москве» (далее - закон г. Москвы №3) которые устанавливают принципы гражданской службы и обязанности чиновников, а именно:
Так согласно:
ст. 4 ФЗ - № 79 Принципами гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
В соответствии со ст. 15 ФЗ - № 79 гражданский о служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
Аналогичные принципы и служебные обязанности московских чиновников, одновременно установлены законом № 3 «О Государственной Гражданской службе в г. Москве» также установлены, а именно:
Так согласно:
ст.3 Закона г. Москвы - №3 принципами гражданской службы московских чиновников являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
В соответствии с ч.1 ст. 4 закона г.Москвы - № 3 правовую основу регулирования гражданской службы составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) федеральные конституционные законы;
3) федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
В соответствии с ч. 1ст. 11 Закона г. Москвы - №3 Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав города Москвы, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы и обеспечивать их исполнение;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
Таким образом Конституцией и действующим законодательством РФ установлены - права граждан на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, а также - обязанности гражданских служащих и должностных лиц обеспечивать, соблюдать и защищать основные права и свобод граждан, в том числе на получение информации непосредственно затрагивающей их законные права, свободы и интересы.
Иные действия (бездействия) гражданских служащих и должностных лиц, не исполняющих в интересах общества и государства свои должностные обязанности по исполнению требований закона, может указывать на коррупционную составляющую и нарушение правовых основ и принципов установленных Федеральным законом «О противодействие коррупции» от 25.12.2008г.( далее ФЗ- № 274).
Так согласно ст. 3 ФЗ- № 274 - Противодействие коррупции основывается на основных принципах:
1. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2. Законность;
3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Законодательство по надзору за исполнением законов и обеспечению, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Надзор, за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан, а также привлечение виновных лиц к административной (КоАП РФ) и уголовной (Уголовный Кодекс РФ) ответственности, осуществляются органами Прокуратуры, Следственного Комитета и МВД, в соответствии с федеральными законами « О Прокуратуре РФ» № 2202-1от 17.01. 1992 г., (далее № 2202-1- ФЗ) « О Следственном комитете РФ» № 403-ФЗ (далее № 403 -ФЗ) и « О Полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011г. (далее № 3-ФЗ).
Подследственность предварительного расследования установлена ст. ст. 150-150 УПК РФ).
Также, в жилищной сфере ст. 20 ЖК РФ установлен Государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, который возложен на Мосжилинспекцию и ее подразделения - Жилищные инспекции административных округов г. Москвы. (составление протоколов по КоАП РФ, проведение проверок, а также передача в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушением обязательных требований для решения вопросов о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений ).
Одновременно - защита нарушенных прав потребителей возложена на органы Роспотребнадзор (ответственность по КоАП РФ).
Более подробно смысл данной кампании по получении информации о своей собственности разъяснён детально в нашем методическом пособии по запросу информации в сфере ЖКХ