Новостройки под Микроскопом

Генеральный план Москвы – «благодетельство» со взломом

Вы здесь

Любые городские поселения (в самом широком смысле этого слова) на протяжении столетий демонстрируют циклический характер своего развития, периоды бурного роста сменяются периодами застоя. Одним из способов избежать непредсказуемости возможных изменений – это подготовка стратегических планов развития (которые могут называться генеральными планами, могут иметь какие-то другие названия).
И цель, конечно, забежать вперед и предотвратить возможность хаотических процессов, переизбытка жилых построек на единицу площади, равномерно распределить медицинские и образовательные учреждения, предусмотреть развитие городских коммуникаций, которые должны, несомненно, первыми оказываться на территории, предназначенной для застройки. Это – электрические сети соответствующей мощности. Недостаточная мощность электрических сетей будет грозить постоянными отключениями электричества, пожарами трансформаторных подстанций и прочими техногенными катастрофами. Канализация, в том числе ливневая. Если не воспринимать требования жизни всерьёз, это будет вечно подтопляемая зона проживания для лиц, имеющих все возможности заразиться либо холерой, либо гепатитом, либо какими-то иными особо опасными болезнями.
Поэтому конечно же стратегическое планирование является залогом безопасности населения, это по сути гражданская безопасность, (в том числе основа гражданской обороны в случаях защиты от техногенных катастроф).

На сегодняшний день Москва развивается по очередному в своей истории плану, который формально должен был унаследовать от всех предыдущих генеральных планов достигнутые результаты и направления последующего градостроительного планирования. Предыдущие планы были тщательно проработаны несколькими крупнейшими в стране профильными институтами, созданными для решения задач, поставленных генеральным планом развития Москвы 1935-го года.
Учреждения эти, конечно, немного меняли свои названия, но сохраняли своё предназначение и функции. Это:
 Главное архитектурно-планировочное управление, ранее – просто Архитектурно-планировочное управление города Москвы,
 Научно-исследовательский институт Генерального плана Москвы,
Когда Москва в первой четверти 20-го века столкнулась с необходимостью
– расселения фабричного люда – тех, кто обитал в фабричных бараках размещаясь в общих помещениях на нарах в несколько ярусов друг у друга, так сказать, «на голове»,
– переселения огромных масс населения из подвалов и малоприспособленных помещений,
было решено, что для этого нужно использовать какие-то сопредельные с городом, а так же незастроенные городские территории.

Генплан 1935 года был во многом основан на тогдашних общеевропейских идеях, немного футуристичных на тот период, но включавших кроме гигантомании, которую, конечно, никак одобрить нельзя, ряд необычайно прогрессивных и здравых направлений в городском планировании, таких, как инсоляция, которая была введена в качестве нормы, преследующей улучшение эпидемиологических условий жизни населения: борьба с туберкулезом и рахитом наиболее эффективным способом – солнечным освещением жилых помещений в течении нескольких часов ежедневно и тем самым уничтожение не выживающей на солнечном свете туберкулёзной палочки. Также солнечный свет необходим для предотвращения рахита – болезни, которая в первую очередь поражает детей при дефиците солнечного света.
При подготовке Генерального плана было научно рассчитано расстояние между зданиями для обеспечения инсоляции. Именно, исходя из противоэпидемических задач, остро стоявших в этот период, было указано, какие именно наиболее здоровые территории для населения следует использовать для застройки, например возвышенности Москвы, и примерную численность населения, которая сможет безопасно на этих землях проживать.
То есть, возмущавшие в свое время всех цивилизованных людей ограничения на право проживать в Москве, были вызваны совершенно не теми жандармскими, так сказать, пожеланиями, чтобы просто «тащить и не пущать». Это была доведенная до абсолюта идея сохранить указанные в Генплане 35-го года некие численные показатели, которые не позволяли уничтожить продуманную систему планирования и социальные блага, достигнутые для проживающих не территории города.

БольшУю часть необходимых мер для развития города удалось достичь до второй мировой войны, которая несомненно скомкала и не дала закончить работы по генеральному плану, но вместе с тем, в связи с экономическими трудностями, пришлось отказаться от части особо спорных проектов, которые предполагали уничтожение исторической части города в значительно большей степени, такие как небезызвестный проект Дома Советов, к которому (по разным проектам) могли вести как двухлучевые проспекты, так и однолучевые проспекты, в том числе шириной в 250 метров и с полным уничтожением зданий от площади, которую позже назвали площадью Дзержинского, до места расположения будущего Дворца Советов.
После первых наиболее тяжелых послевоенных лет и восстановления народного хозяйства к концу 50-ых и в 60-ые годы во всю началась подготовка к новому Генеральному плану, поскольку изменились технические возможности, изменились медицинские нормы, в том числе, исходя из достижений технического прогресса, количество жилых метров на каждого конкретного человека, (в СССР именовавшееся «социальной нормой»), было значительно увеличено, и требовалось застраивать совершенно новые площади, а не заселять растущим населением одну и ту же уже освоенную территорию.
Постепенно, через несколько технико-экономических обоснований развития Москвы (ТЭО), удалось сформулировать идею нового генплана развития города, который с точки зрения прогресса тоже был достаточно футуристичен, но это был наиболее экологичный Генплан Москвы за всю историю этого города, когда лесозащитная зона Москвы – лесозащитный пояс – переходит в так называемые зеленые лучи, которые, начинаясь в защитных подмосковных лесах, продолжаются через московские парки в сторону центра Москвы и достигают бульварного кольца. Таким образом происходит постоянное самовосстановление экологии города, самовозобновление как растительной, так и животной жизни – это мелкие животные, это птицы, это насекомые, и таким образом соблюдается идея здорового и безопасного с точки зрения экологии проживания населения.

Этот план был подготовлен и принят Советом Министров СССР в 1971 году. Началось его выполнение. Нормы, предполагавшие увеличение квадратных метров жилой площади на человека продолжали расти, и, естественно, это обуславливало увеличение площадей, отводимых под жилые дома и, соответственно, необходимых площадей под парки, рекреационные зоны.
Экономические трудности, которые страна стала испытывать задолго до 91-го года, привели к тому, что в 80-ые началось топтание на месте, постепенно стали зависать самые разные экономические проекты. Совет Министров РСФСР стал выпускать постановления, в которых зачастую 250-300 предыдущих намеченных к осуществлению планов отменялись по РСФСР и в целом по стране, то есть в каждом постановлении, а таких постановлений многие десятки, то есть тысячи и тысячи намеченных объектов были отменены. И не важно – мировой нефтяной кризис, собственный кризис государственной системы послужили причиной, мы говорим о следствиях. И генплан также забуксовал, достигнув определенных результатов. В итоге, в 90-ые годы, когда после пережитого кризиса возникла идея дальнейшего развития города, неожиданно открылось, что новые градостроители, новая администрация совершенно не заинтересована ни в здоровой жизненной среде для населения, ни в сохранении достигнутого уровня развития, хотя Конституция указывает, что умалять права граждан недопустимо, тем не менее возникла идея резко уплотнить застройку, уменьшить количество площадей как в жилых кварталах, так и площадей парков, которые рассчитаны на количество граждан в городе в районе в квартале.

Тут надо сделать небольшое отступление – исходя из прописанных (термин советских лет), а ныне зарегистрированных граждан то есть исходя из числа жителей города, все годы осуществляется финансирование парков и скверов. Можно сказать, что официально зарегистрированный москвич самим фактом регистрации в городе открывает финансирования «своих «зелёных метров»» парков и скверов. На сегодняшний день на каждого из нас полагается по 16 кв. метров парков и скверов.
Вернёмся к печальным событиям 90-х годов
Началась массовая точечная застройка, были сделаны первые попытки как-бы легального изменения достигнутых Генпланом 71-го года и 35-го года результатов, и в конечном счете были подготовлены документы Генерального плана 2010-го года (в лужковский период), который был местным (региональным), но покушался на решения федерального уровня, достигнутые результаты (как фактические – «на местах», так и зафиксированные документами госорганов).
Тем самым с точки зрения чисто формальной юридической логики, новый план был сомнителен с момента его подготовки. Но тем не менее, опираясь на него, были начаты самые разные работы.

Поскольку начатые работы не опирались в основном ни на существующие ограничительные документы по шумности, запыленности, инсоляции, очевидно не ставившие целью сохранение парков, зеленой зоны Москвы, продолжилась массовая вырубка лесозащитного пояса и зеленых лучей, то есть продолжился начатый в 90-х годах разгром города.
В итоге стало ясно, что план лужковского периода управления городом, уже и так из-за противоречивости не предполагавший, кроме как на словах, какие-то новые блага для москвичей или хотя-бы их сохранение, фактически отрицал план федерального значения, который в 70-80-ых годах был выполнен в значительной своей части.
Действия в русле вышеописанного плана 2010 года приводили к всё более противоречивым результатам. Отклонения от декоративной части (текстовой), направленной на успокоение горожан, уход в сторону заложенных в план широких коммерческих возможностей по освоению городских земель привели к значительным изменениям градостроительной ситуации.
Есть основания полагать, у чиновников возникла необходимость скорректировать принятый в 2010 году и уже нарушенный под давлением застройщиков план развития города, которые превратили город в зону потенциальных социальных конфликтов и техногенных катастроф.
В основном ничто, кроме парадных улиц, не создает видимость благополучия и архитектурных новшеств. И это немногое, что производит впечатление на давно не бывавших в центральной части города (для москвичей годами перемещающихся по маршруту «с работы домой - из дома на работу» — такое явление не редкость), если не брать в расчет загубленную ради этого историческую застройку.
Из бюрократических трюков и юридических ухищрений возникли идеи, с помощью которых можно уничтожить традиционную планировку российских городов, которая была принята на протяжении практически всего 20-го века (большей части 20-го века) и первой четверти 21-го века, а именно: жилые кварталы были ранее предназначены только для жилых целей, и поэтому расчет необходимых площадей не предполагал там ни в коем случае наличия никаких дорожно-транспортных сетей города, никаких городских проездов внутри жилой зоны – запрещено было законом! – и размещение внутри жилых кварталов производственных деловых, офисных зданий. Расчет делался только в первую очередь на группы жилых зданий и вспомогательные для них объекты технического обслуживания – тепловые пункты, трансформаторные подстанции.

Существовавшая в течении значительной части 20-го века градостроительная терминология несет в себе, кроме прочего, и охранную функцию. Жилые кварталы долгое время (советский период) определялись, как территории, предназначенные для использования ограниченным кругом лиц – жителями данного квартала. С момента начала приватизации квартир и жилых зданий вместе с предназначенными для этих зданий земельными участками предполагался переход (всего перечисленного) в собственность граждан в полном объеме, тем самым блокировалась точечная застройка и размещение коммерческих объектов внутри жилых кварталов.
Поскольку при планировке жилых кварталов было установлено, что назначение земельных участков жилых домов – «для целей проживания», то грубым нарушением (изменением установленного использования - предназначения) становилась вырубка деревьев, уничтожение детских площадок и т. п. По сути собственники ограничены предназначением этих участков..
В настоящее время идет размывание этой терминологии – вбрасывание достаточно опасных по смыслу понятий из архитектурной области в область строительного планирования, что дает направление коммерческой мысли: как разрушить неприкосновенность земельных участков жилого квартала внедрением туда каких-то новых объектов. Для функционирования этих объектов потребуются подъезды, стоянки. Часть квартала превратится в территорию общего пользования.

Была сформулирована идея делить город не на жилые кварталы, а назвать жилые кварталы некими «зонами», которые имеют кроме слова «жилой» некое дополнительное вспомогательное название, например: «многофункциональные» или «общественно-жилые», таким образом с одной стороны чтобы можно было начать варварскую точечную застройку и разграбление достигнутых предыдущими генпланами результатов, поскольку в этом случае к офисам потребуются проезды, стоянки. Часть квартала превратится в территорию общего пользования. и появится возможность брать деньги с граждан за использование земли внутри жилых кварталов
Взять и понизить общий уровень жизни в городе невозможно, в связи с действующим законодательством, понизить уровень достигнутых показателей для москвичей безнаказанно тоже нельзя (хотя город и так испакостили до предела). Установленные нормативы рассчитывались на территорию в пределах городской черты. Городская черта до генплана 35-го года была установлена предыдущим планом развития города до 17-го года. После генплана 35-го года городская черта была отодвинута дальше, и генплан 71-го года предполагал московскую кольцевую автодорогу как границу города Москвы. Отдельно взятые районы Московской области или территории Московской области включались в территорию города Москвы отдельными документами.
Установление этих границ любым Генеральным планом строго-настрого предполагало, что все показатели для развития города и соответственно некой защищенности гражданских прав населения достигается именно на ограниченных территориях в ограниченное генпланом время, в противном случае это не планы, это уже прожекты.

В 2012 г. были выбраны значительные территории Московской области для того, чтобы приступить к грандиозным строительным изменениям, объявив их частью города Москвы. В документах планирования сразу же всплыла идея, в связи с недостижимостью быстрого повышения уровня обеспеченности жителей Московской области, которых «осчастливили» московской регистрацией, взять и понизить необходимые показатели москвичей до среднего арифметического уровня между Подмосковьем и столицей, по сути разгромить все достигнутое в Москве на протяжении последних ста лет.
Поскольку всё это так или иначе кроме как фантазиями криминального типа или склада не назовешь, то на сегодняшний день возобладала чуть-чуть более умеренная, но от этого не менее пугающая для москвичей и не менее разрушительная для города идея – сделать понижение общего уровня достигнутых результатов для москвичей не столь явными, варварскими и заметными, а начать повсеместную деятельность по застройке Московской области, вырубке лесов и так далее, сделать некие более усредненные показатели – «не вашим, и не нашим».
Москва, как любое крупное городское поселение на территории нашей страны, естественно была рассчитана на определенное количество людей, и связано это в первую очередь, как мы ранее объяснили, с инженерными возможностями обеспечения какой-то территории для безопасного существования людей. Госконтроль осуществлялся не только на этой территории, но и соседствующих с ней, потому что массовые болезни и эпидемии не выбирают, они не остаются в одном районе, чтобы вежливо пощадить соседей.

Сейчас в Москве живет конечно значительно больше людей, чем это было запланировано. В квартирах зачастую проживают в большом количестве нелегально люди, которые приехали сюда на заработки и, в связи с очень невысоким уровнем доходов, вынуждены жить на полулегальном, а иногда на нелегальном положении.
Не для кого не секрет, что в городе кроме «резидентов», то есть лиц официально платящих какие-то городские налоги и которые официально, ранее сказали бы – прописаны ( позже это стало называться – зарегистрированы) в своем городе, бывают гости, бывают временно проживающие, учащиеся, бывают приехавшие на временную работу, в том числе незарегистрированные.
Конечно эти категории должны были каким-то образом различаться в том числе в документах стратегического планирования для строительства городов. Они всегда различались. Это различие выразилось в следующих терминах. Постоянно проживающие в городе, зарегистрированные, по сути – резиденты – были названы «жителями города», а лица, которые посетили город, которые в нем на данный момент находятся, но не являются его резидентами, называются общим названием «население города» . И естественно в этом случае большое количество медицинских учреждений, которые должны в случае чего, в час «икс» ответить на какой-то серьезный вызов, если речь идет, начиная от сезонного гриппа, который может оказаться очередной, как ранее называли «испанкой», в 20-х годах которая, как известно, выкосила по Европе, в том числе по России, несколько миллионов человек, и заканчивая какими-то более экзотическими заболеваниями, которые могут вспыхнуть среди недостаточно вакцинированного населения.

Расчет этот делался всегда, исходя из численности НАСЕЛЕНИЯ, то есть жителей (резидентов) вместе с гостями столицы. Последние годы неоднократно делались попытки сократить медицинские учреждения, дабы перевести категорию «НАСЕЛЕНИЕ» в категорию «ЖИТЕЛИ» и из числа официально зарегистрированных резидентов города высчитать и удалить количество необходимых медицинских коек, количество врачей и медучреждений, а уже опираясь на эти цифры, чтобы москвичи вместе с равным им по количеству гостей столицы – 8 миллионов плюс еще 8 миллионов – делили то скромное, что осталось. А освободившиеся территории достаточно больших земельных участков больниц, поликлиник и прочих медучреждений можно было бы отдать под коммерческую застройку. Что периодически и происходит.
Аналогичную картину мы видим и в отношении учреждений образования и детских дошкольных учреждений.
Европа на сегодняшний день столкнулась с последствиями трагических военных событий на Ближнем Востоке: это и Сирия, это события в Ираке, Ливии, сопредельных с ними государствах.
Хлынули потоки беженцев, которые по количеству пока меньше, чем те, которые наводнили территорию России, прибывая из бывших советских республик, где уровень жизни зачастую еще ниже, чем в России.

И, если европейские крупные города, наиболее развитые государства мира, такие как Германия, например, стонут от количества беженцев, некоторые государства Европы перекрывают границы, закрываются вокзалы, прерывается железнодорожное сообщение, депутаты ломают голову, каким образом расселить так, чтобы не обрушило как городские, региональные так и федеральные бюджеты, то у нас происходит постоянная подтасовка документов (ради каких-то возможно коммерческих интересов) как градостроительного планирования, так и медицинского и другого социального обеспечения населения, медицинской и прочей статистики.
И, в конечном счете, огромные толпы экономических беженцев, нелегальных мигрантов просто массово растворяются среди наших поселений, в данном случае – города Москвы.
И поскольку Россия (в том числе СССР), была и является мультинациональной страной, вы никогда с твердой убежденностью не сможете сказать, сколько людей какой национальности проживает вместе с вами в одном городском квартале и ходит вместе с вами по улице.
Поэтому, если на территории каких-нибудь австрийских городков появление большого количества людей южного типа еще может вызвать удивление, то в России мы понимаем, что происходит в схожей ситуации, но зачастую это нельзя выразить твердым числом приехавших гостей.

Понятно, что такая ксенофобская мера, как патрули на улице, которые по разрезу глаз и цвету волос будут останавливать прохожих – это дикость, это путь к Германии 1933-го года.
Но делать вид, что мы это не замечаем? Если развитые европейские страны стонут и ищут выходы, мы не собираемся искать выходы. В то время как некий вызов, который брошен нам в данном случае историей, – существует. Но, «благодаря» сложившейся совершенно вопиющей системе, происходит разгром наших российских городов, уничтожение системы планирования и массовое умаление прав граждан, вопреки Конституции и делать вид, что мы не замечаем эти огромные толпы приехавших «гостей», которые УЖЕ живут здесь, а многие к сегодняшнему дню натурализовались (используя некий международный термин), и уже купили квартиры, хотят где-то лечиться, обучать детей.
Получается, что исключительно из-за коммерческих интересов, Москва, как столица, не говоря про другие города, не может ответить на эти вызовы. Карты спутаны, документы планирования лукавы (не учитывают действительность), статистика повсеместно уничтожается или замалчивается, и мы стоим перед вызовами, на которые ответить некому.
В настоящее время ускоренными темпами правительством Москвы ведется подготовка нового Генплана города (так называемая «актуализация Генерального плана 2010 года»). Согласно законодательству, в него должны вноситься результаты выполнения ранее запланированных градостроительных решений.

Однако, в новый Генплан в большом количестве будут внесены результаты незаконных действий по вторжению градостроительных процедур в имущественные отношения - переделу земельных участков общего пользования и жилых кварталов. Таким образом актуализацией Генерального плана можно будет считать «легализацию» ранее произведенных незаконных действий.
То есть, Генеральный план города из документа стратегического планирования, призванного уберечь территорию столицы от хаотичной и бессистемной застройки, превращается в инструмент по легитимизации допущенных нарушений земельного законодательства и имущественных прав граждан на землю. Массово игнорируются документы прошлых лет о правах на землю и назначении различных участков, предусмотренных ранее уже разработанными и реализованными проектами планировки города.

Рубрики

Сообщения с форума

Вы недавно смотрели