НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ к Законопроекту Г.П.Хованской и П.Р.Качкаева № 207460-7
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»
1. Несомненно, переход на прямые договоры по оказанию коммунальных услуг между каждым собственником помещения и ресурсоснабжающими организациями (РСО) – это насущное требование времени. Введение прямых договоров устранит многие имеющиеся недостатки и сложности в деятельности жилищных организаций, а также покончит, наконец, с известными проникшими в жилищное законодательство фальшивыми понятиями и связанными с ними нормами.
Коммунальные услуги – это услуги публичные, связанные с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека. На это применительно к услуге теплоснабжения еще в 2011 году указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.04.2011 № 2-П (пункт 3).
Как известно, признаками публичной услуги являются:
1)обеспечение деятельности общезначимой направленности;
2)неограниченный круг субъектов, пользующихся услугой;
3)осуществление услуги либо органом государственной (или муниципальной) власти, либо другим субъектом под надзором государства.
Этим признакам удовлетворяют все коммунальные услуги.
Это значит, что договоры каждого собственника помещения с РСО по предоставлению коммунальных услуг должны быть прямыми и конклюдентными по закону. Заключение такого договора не должно зависеть от желания или нежелания общего собрания собственников помещений или ресурсоснабжающих организаций.
Представляется, что именно такой должна быть вносимая в ЖК РФ концепция оказания коммунальных услуг. К сожалению, в рассматриваемом Законопроекте этого нет.
2. Законопроект предусматривает внесение в ЖК РФ новой статьи 1572 «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями».
Название и содержание этой статьи фактически закрепляют ошибочную норму, согласно которой в общем случае коммунальные услуги предоставляют УО, ТСЖ, ЖСК, а предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями – это исключение. В реальных условиях все происходит наоборот: в общем случае коммунальные услуги предоставляют ресурсоснабжающие организации, а ТСЖ (ЖСК) – лишь в тех, пока еще редких случаях, когда в пользовании ТСЖ (ЖСК) имеются соответствующие производственные объекты инфраструктуры, а также необходимые кадры и лицензии на этот вид деятельности.
Используемая в проекте статьи 1572 фраза «коммунальные услуги… могут предоставляться ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором…» – равносильна афоризму «строительство дома может осуществляться строительной организацией».
Понятие «предоставление коммунальных услуг» не имеет ни смысла, ни содержания, когда его огульно относят к деятельности УО, ТСЖ, ЖСК, в распоряжении которых нет тепловых пунктов, бойлерных, электрических генераторов, водяных скважин и т.п., нет соответствующих работников-профессионалов и нет лицензий на производство коммунальных услуг.
По нашему мнению, статью 1572 следовало назвать «Предоставление коммунальных услуг управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами» с указанием всех обстоятельств, когда это может иметь место.
3. В части 1 статьи 135 давно предлагалось «предоставление коммунальных услуг» заменить на «обеспечение предоставления коммунальных услуг». Именно обеспечение не самих коммунальных услуг, а их предоставления. Этим подчеркивалось, что сами коммунальные услуги в общем случае предоставляются не товариществом, не кооперативом, не управляющей организацией, а сторонней (например, ресурсоснабжаюшей) организацией. (Это же в 2015 году предлагал в своем законопроекте Общероссийский Народный Фронт).
Если такое изменение осуществить, а наименование и содержание статьи 1572 исправить согласно п. 2, то в части 1 статьи 135 можно сохранить предлагаемое Законопроектом дополнение «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1572 настоящего Кодекса».
4. К сожалению, авторы Законопроекта идут по пути сохранения в нашем жилищном законодательстве также такого одиозного и фальшивого понятия, как «поставка ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг».
Концепция «поставки» на границу дома коммунальных ресурсов является несостоятельной по следующим основаниям:
1) поставка – это один из видов купли-продажи (п.5 ст. 454 ГК РФ);
2) купля-продажа товара означает переход права собственности на товар от одного лица к другому лицу (ст. 454, 455 ГК РФ, ст. 39 НК РФ);
3) в ходе оказания коммунальных услуг никакого перехода права собственности на воду, тепло, газ, электроэнергию нет. Вряд ли кто-либо готов утверждать, что вода, которой воспользовались в ванной, или сгоревший на плите газ переходят в чью-то собственность;
4) нет никакого приходования воды, тепла, газа, электроэнергии в бухгалтерском учете ТСЖ, ЖСК, УО.
Если организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие) и являются поставщиками, то только поставщиками коммунальных услуг, а не товаров (ресурсов).
5. Давно пора убрать из Жилищного кодекса и других нормативно-правовых документов одиозные и фальшивые понятия:
̶ «предоставление коммунальных услуг» и «исполнитель», когда их относят ко всем без разбора УО, ТСЖ, ЖСК;
̶ «поставка ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг» - циничная выдумка, представляющая собой общероссийский подлог.
Осуществить эту чистку вполне под силу Комитету Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, возглавляемому таким закаленным борцом за справедливость, как Г.П. Хованская.
И.А. Фельдман,
член президиума Некоммерческого Партнерства «Управдом».
председатель Экспертного совета по методологии бухучета в некоммерческих
организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России,
к.т.н.