Новостройки под Микроскопом

Законы изменились - ничего страшного, кроме новых способов отъёма собственности

Вы здесь

В конце июля 2019 года в Государственной Думе и Совете Федерации в очередной раз решали судьбу института частной собственности - было назначено повторное голосование по так называемому «законопроекту об изъятии собственности» (№ 503785-7).

Взволнованные граждане, узнав, что готовится ряд изменений в градостроительное и земельное законодательство, обратились к депутатам с многочисленными электронными письмами, в которых просили не губить частную собственность ни полностью, ни частично и сохранить гражданам те объекты недвижимости, которые законно находятся в их руках.

После тревожных статей, как в федеральной печати, так и в многочисленных региональных интернет-изданиях, три фракции Государственной Думы из четырёх проголосовали против законопроекта.

Оставшееся в одиночестве большинство, немного посидев над законами, объявило, что ими обнаружена одна-единственная опасная и совершенно недопустимая поправка, которую они изолировали как опасный вирус и теперь её точно не примут, а шокированная публика может успокоиться - институт частной собственности не будет поражен опасной болезнью.

Для успокоения впечатлительных граждан были использованы многочисленные обещания, в процессе произнесения которых практически вернулись времена шаманства, изгнания злых духов и разного рода оккультных действий.

Одну-единственную поправку, которая мало чем отличается по своим последствиям от ряда подобных, стали изгонять, обещая поправить дело в целом.

Исправление законопроекта производилось исключительно путем энергичных заклинаний на трибуне.  

С таким же успехом можно было окуривать законопроект душистыми смолами, бить в медные тазы, как при избавлении от лунного или солнечного затмения, а также размахивать оливковыми веточками в попытке успокоить взволнованных граждан.

 

Спасут ли институт частной собственности в России оккультные действия, шаманство и изгнание духов?

Вопрос этот - скорее риторический. И только практика покажет, насколько помогли всякого рода заклинания, произносившиеся в стенах Государственной Думы и Совета Федерации.

 

Все происходившее было похоже на действие гипнотизера.

«Вот смотрите - самая страшная поправка. Мы берем её в руки и выбрасываем. Всё, этой страшной поправки нет! Страна спасена!"

После этого 99 % всего зловредного, что оставалось в законопроекте, было торжественно преподнесено Совету Федерации и комментировалось населению страны. Говорилось, что это совершенно обезвреженный законопроект, в котором более нет ничего опасного для института частной собственности, если не считать многочисленных способов её изъятия, которые  и были публично представлены прямо в зале Совета Федерации.

Докладчик простодушно зачитал вслух остающиеся нормы, предложенные к внесению в Градостроительный и Земельный Кодексы, содержание которых могло бы испугать любого, кто владеет материальными запасами, выходящими за пределы обладания столовой ложкой или сапожным кремом.

Однако граждане могут и сами разобраться являются ли оставшиеся и принятые 2 августа 2019 года поправки в законы механизмом захвата частной собственности, уменьшения её стоимости, разрушением жизненных планов миллионов граждан (Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Так,  на основании  части 11 статьи 573, части 12 статьи 48,  и п. 1 части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ  теперь можно проектировать и строить «до образования земельного участка», то есть, строить без выделения (предоставления) земельного участка (для размещения объектов федерального, регионального значения и местного значения).

И это  в стране, где миллионы, если не десятки миллионов участков не имеют уточненных границ и учтены согласно тем требованиям, которые действовали на протяжении большей части 20-го века (согласно требованиям государственного учета недвижимости)!

Подобное строительство без отвода земельного участка позволит фактически отнимать у граждан  землю.

 

Кроме того, в принятом законе содержится норма, которая позволяет без участия граждан (без публичных слушаний и без общественных обсуждений) свободно менять вид использования участка или разрешенные параметры строительства, такие как высотность и  плотность застройки.(ч.3.3 ст. 33, ч.1.1 ст. 40 ГрК РФ).

 При условии, что один объект недвижимости может быть в собственности многих лиц, любой из  таких собственников, используя эту норму за спиной других (собственников недвижимости), может менять к своему интересу и к своей пользе вид использования земельного участка, создавать возможность для незаконного строительства и нарушать права (десятков, сотен, а то и тысяч) других собственников имущества, например собственников квартир в многоквартирном доме.

 

Утвержденная Госдумой и Советом Федерации норма о возведении объектов связи высотой до 50 метров без разрешения на строительство (п. 4.5, ч. 17 ст. 51 ГрК РФ) означает возможность появления таких объектов в том числе на земельных участках, которые либо не зарегистрированы в кадастре с достаточной точностью, либо в кадастре отсутствуют. Это при условии, что российское законодательство не обязывает собственника участка  производить уточнение границ до того момента, как собственник решит продать, разделить или объединить свой участок с каким-либо иным.

 

После всех принятых поправок в Градостроительном Кодексе РФ 30 раз встречается сочетание слов «комплексное и устойчивое развитие территорий». Ранее эти термины по отдельности лежали каждый в своем углу градкодекса, но с  введением новой главы  5.1 («Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления») возможности использования значительно расширились.

 

В самом названии - «комплексное и устойчивое развитие территорий» - содержится абсолютно антиюридическое, антиправовое сочетание слов, претендующее на «специальный термин».

Ни в каком судебном споре не удастся найти пределы устойчивости - неустойчивости, недостаточной устойчивости, неполной устойчивости...

Заложены широкие возможности выявления устойчивости для «своих» и неустойчивости для «чужих» территорий.

 

Название этой главы не обманывает скверных ожиданий.

 

Все статьи, разбросанные по Градостроительному Кодексу, в которых упоминается «комплексное и устойчивое развитие территорий» теперь становятся связаны  с положениями новой Главы 5.1 и приобретают пугающие  возможности.

 

Например: «освобождение» от публичных слушаний, установленное статьей 46, как до, так и после принятия поправок касалось проектов планировки и проектов межевания территорий, которые планируется комплексно и устойчиво развить.(ст.46, часть 5.1, п.1).

Но, если до принятия поправок такие документы, согласно статьям 46.9 и 46.10 разрабатывались только для двух видов комплексного развития территории — по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (ст.46.9) или органа местного самоуправления (ст.46.10),

то  после введения новой Главы 5.1 публичные слушания и общественные обсуждения проектов планировки и проектов межевания отменены ещё и для:

  • развития застроенных территорий (ст.46.1);
  • комплексного освоения территории (ст. 46.4);
  • освоения территории в целях строительства стандартного жилья (ст. 46.5);
  • комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья (ст. 46.6).

 

Все утвержденные ранее (до 1 января 2017) проекты планировки и проекты межевания территории, в том числе без публичных слушаний, теперь решено применять «без приведения их состава и содержания в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ч. 4.1. ст. 9   № 373-ФЗ).

 

Если временно сузить взгляд до размеров столицы, то можно увидеть, что принятые в 2017 году Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) содержали сотни «юридических консервов» для отважных первопроходцев-застройщиков и их технической обслуги, которые будут осваивать давно застроенные, но как будто никем не разведанные и не заселенные земли, так сказать, готовили для себя склады на время освоения «ничейного» пространства.

Не считать же всерьёз субъектами права туземцев, живущих на своей земле не одно столетие, вместе с их городами, поселками, лесами и сельхозугодьями, с их «туземной» приватизацией жилья и наивными представлениями о праве туземцев на собственность.

И теперь эти склады с «юридическими консервами» можно активно использовать.

 

Сотни ГПЗУ- градостроительных планов земельных участков, выданных для варварского, точечного и уплотнительного строительства, были нанесены на карту Москвы, представленную изумленным туземцам в 2016 году на публичных слушаниях при обсуждении правил московского землепользования (ПЗЗ).

Всё это выглядело как иллюстрация атласа инфекционных  болезней  — сплошная красная сыпь, покрывшая тело Москвы.

 

Наивная публика задавалась вопросом: - «На чёрта они внесли весь этот бумажный мусор в новые правила? Многие прежние застройщики разорились, изменилась градостроительная ситуация, изменилось законодательство, на основании которого и пять, и десять лет назад выдавались эти планы, отменены многие инвестконтракты, приняты новые проекты планировок, зарегистрированы земельные участки....»

 

И вот, мы получили ясный ответ из принятых 2 августа поправок. Обновились основания для использования всех градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), выданных в предыдущие годы (плотность, высотность застройки, виды разрешенного использования участка и т.д.) (новая редакция ч.1, ст. 9  Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О  внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»).

Значит ли, что эти «юридические консервы» были заложены в Правила землепользования и застройки Москвы с расчетом на сегодняшние поправки?

Совпадение? Не думаю!

А ту самую поправку,  от которой избавляли законопроект, в Совете Федерации предложили принять отдельно, осенью, когда вернутся с каникул.

 

P.S. Параллельно с рассматриваемым законопроектом тихо прошел еще один. Предлагаем ознакомится с кратким описанием.

С 25 декабря 2019 года РАЗРЕШАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ ИСТОЧНИКИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ БЕЗ ОЦЕНКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ,  если на территориях поселения, городского округа  не проведены  сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, то есть в случаях, если воздух чист или нет средств на проведение соответствующих расчетов.  Если воздух уже не горной свежести, нашлись деньги и проведены расчеты загрязнения, тогда негативное воздействие планируемого источника загрязнения воздуха будет рассмотрено вместе с проектом генерального плана. (ч.2.2, 4.1 Ст.25 ГрК РФ ред. от 02.08.2019, вступ. в силу с 25.12.2019)

 

                                                                                                                                                 ________//_______ 

 

Упомянутые в тексте положения законов РФ:

 

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Ст. 48 ч.1.2

“1.2. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка».

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

ст.51, ч. 7

«7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с  частями 4-6  настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,....»

« К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

Ст.57.3, ч.1.1

«1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». (часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

Ст.33, ч.3.3

«3.3. В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных   пунктами 3 - 5 части 2 и частью 3.1  настоящей статьи, а также в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или) в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного  настоящей статьи заключения комиссии не требуются.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

Ст.40 ч.1.1

«1.1. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов».

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

Ст.51, ч.17, п.4.5

«17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:..»

«4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;»

(п. 4.5 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ (ред. От 02.08.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Ст. 9 ч. 4.1. 

«4.1. Проект планировки территории, проект межевания территории, утвержденные до 1 января 2017 года, применяются без приведения их состава и содержания в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

 

Ст.9 ч.1

«1. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается».

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

 

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Ст.36.9, ч.2

«2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:...»

«13.2) земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, иного земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

13.3) земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии со статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации;» (пп. 13.3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

                                                                                                                                  __________//__________  

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. От 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.12.2019)

Ст.25, ч. 4.1

«В случаях, предусмотренных частью 2.2 настоящей статьи, проект генерального плана поселения, проект генерального плана городского округа подлежат согласованию в части возможного негативного воздействия на качество атмосферного воздуха планируемых для размещения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и на которых будут расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

 

Ст.25, ч.2.2

«2.2. В случае, если на территориях поселения, городского округа проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, проект генерального плана подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном субъектом Российской Федерации».

Рубрики

Сообщения с форума

Вы недавно смотрели