Справка по ситуации учета тепла в г. Москве
Жилищный Кодекс РФ, п. 3 ст. 36, устанавливает, что собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности об-щее имущество МКД, а именно (п. 3) механическое, электрическое, сани-тарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пре-делами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно требованиям Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденным ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491-ПП, коллективные (общедомо-вые) приборы учета потребляемых ресурсов должны входить в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Согласно ст. 11 федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции», субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным ка-тегориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназна-чены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Однако установленные в домах УУТ вместе с приборами учета в по-давляющем большинстве не были включен в состав общего имущества дан-ных МКД, а были переданы городом на баланс МОЭК.
Весной 2013 г. право собственности на узлы учета тепла вместе с при-борами учета перешло к городу Москве. Москва стала собственником, несу-щим бремя их содержания в исправном состоянии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ: «в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выяв-ления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов уче-та используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого не-выполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсо-снабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих прибо-ров учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких прибо-ров учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ре-сурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию…».
УУТ и приборы учета вновь не были включены в состав общего иму-щества тех домов, где были установлены, как того требует закон, а переданы в оперативное управление ГБУ ЕИРЦ на основании договора купли-продажи средств измерений №5410/00/13 от 19.03.2013, заключенного между ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и ОАО «МОЭК».
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. N 392-РП
О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МОСКВЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжений Правительства Москвы
от 11.11.2014 N 630-РП, от 12.04.2016 N 156-РП)
В целях совершенствования порядка предоставления услуг для информационно-аналитического обеспечения работы служб городского хозяйства Москвы:
1. Создать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единый информаци-онно-расчетный центр города Москвы" (сокращенное наименование - ГБУ "ЕИРЦ города Москвы") с закреплением за ним имущества на праве оперативного управления в установленном порядке.
2. Установить, что:
2.1. Основными целями деятельности ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" являются:
2.1.1. Обеспечение информационного сопровождения осуществления мероприятий по на-числению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределению.
2.1.2. Обеспечение эксплуатации объектов инженерного и коммунального назначения, а также оборудования (в том числе средств измерений), с использованием которого осуществляется коммерческий учет коммунальных ресурсов, закрепленных в установленном порядке за ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" на праве оперативного управления.
(п. 2.1 в ред. распоряжения Правительства Москвы от 11.11.2014 N 630-РП)
2.2. Функции и полномочия учредителя ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" осуществляет Депар-тамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
(в ред. распоряжения Правительства Москвы от 12.04.2016 N 156-РП)
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустрой-ства Бирюкова П.П.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Вот как все красиво описано на сайте ГБУ ЕИРЦ http://www.gbueirc.ru/uchetenergo.html :
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повы-шении энергетической эффективности» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Инструментом реализации обязательных требований законодательства об энерго-сбережении является создание муниципальных и региональных операторов коммерческо-го учета, или, просто, энергооператоров.
Единый оператор коммерческого учёта (ЕОКУ) на базе ГБУ «ЕИРЦ города Моск-вы» – это независимая организация, оказывающая услуги по определению объёма и каче-ства поставляемых (потребляемых) коммунальных ресурсов, формированию информации, необходимой для осуществления финансовых расчётов.
C 5 апреля 2013 года общедомовые узлы учета тепловой энергии и горячей воды (ОДУУ), ранее находившиеся на балансе ОАО «МОЭК», перешли в собственность горо-да Москвы с закреплением на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Единый информационно-расчетный центр го-рода Москвы» (ГБУ «ЕИРЦ города Москвы»).
Таким образом, в Москве создан единый независимый специализированный опера-тор коммерческого учета тепловой энергии. С указанной даты ГБУ «ЕИРЦ города Моск-вы» осуществляет эксплуатацию ОДУУ, снятие и предоставление на договорной основе показаний ОДУУ ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям.
В зоне ответственности ОАО «МОЭК» по коммерческому учету тепла остается вы-дача технических условий на установку ОДУУ, согласование и допуск ОДУУ в эксплуа-тацию в соответствии с действующим законодательством.
В связи с передачей функции учета фактических данных потребления тепловой энергии специализированному органу система коммерческого учета потребленного те-пла в Москве становится прозрачной для всех участников процесса. Данное решение позволяет исключить разночтения при формировании размера платежей и избавляет от необходимости производить ежегодные перерасчеты и доначисления потребителям».
По информации на том же официальном сайте ГБУ ЕИРЦ http://www.gbueirc.ru/gbu.html , в целях обеспечения пригодности к коммерческому учету передаваемых показаний (использования в расчетах по договорам ресурсоснабже-ния), а также выполнения обязательств по содержанию имущества, закрепленного за уч-реждением на праве оперативного управления, ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» за счет внебюджетных средств осуществляется эксплуатация узлов учета, в том числе их техническое обслуживание, ремонт и поверка (более 27 тыс. приборов учета);
оказание услуг по организации коммерческого учета ресурсов, включающие в себя снятие показаний с узлов учета и передачу их заказчику услуги - ПАО «МОЭК».
Упомянутые выше «внебюджетные средства», за счет которых осуще-ствляется эксплуатация УУТ, это, похоже, средства граждан, оплачиваемые по строке «сод. и рем. ж/п» единого платежного документа, в состав которых входит также оплата обслуживания инженерного оборудования согласно распоряжению правительства Москвы от 16.03.2010 № 460-РП «Об утвер-ждении Методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт об-щего имущества в многоквартирном доме».
Таким образом, граждане оплачивают обслуживание непринадлежаще-го им оборудования, причем, как показывает практика, вне зависимости от того, в рабочем или нерабочем состоянии находится это оборудование.
И нельзя утверждать, что обслуживание УУТ, равно как и оплата услуг теплоснабжения осуществляется исключительно из «внебюджетных средств», то есть из карманов граждан, поскольку в Москве из 17,6 млн. на-селения (по последней переписи) порядка 6 млн. человек относятся к льгот-ной категории и получают городские субсидии на оплату коммунальных ус-луг, кроме того управляющие организации, осуществляющие расчеты по-средством ГБУ МФЦ и работающие по ставке правительства Москвы, полу-чают субсидии, позволяющие взимать с граждан, имеющих одно жилье, по-ниженную ставку. Соответственно, происходит «перекачка» бюджетных средств как в части оплаты обслуживания УУТ, так и оплаты коммунальных услуг, в том числе, теплоснабжения.
К основным видам деятельности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» (по ин-формации упомянутого сайта) относится также:
«Обеспечение работы Автоматизированной системы управления «Информацион-ное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ), осуществляемое в рамках Регламента оказания услуг Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», в том числе:
Государственное задание
комплексная автоматизация и унификация расчетов с населением и юридиче-скими лицами за ЖКУ и таких процессов, как: сбор и передача в органы регистрацион-ного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительст-ва, получение статистической и аналитической информации о различных аспектах состоя-ния городского хозяйства и общества (состояние жилищного и нежилого фонда (на осно-вании данных БТИ), социально-демографическая ситуация и т.д.);
достоверность учета и расчетов за жилые и нежилые помещения, коммуналь-ные и прочие услуги;
обеспечение информационной безопасности в части защиты персональных данных информационных ресурсов, функционирующих в сфере жилищно-коммунального хозяй-ства в АСУ ЕИРЦ».
Что касается «достоверности учета и расчетов», то по уже упоминав-шейся выше информации с сайта, ГБУ ЕИРЦ осуществляет «оказание услуг по организации коммерческого учета ресурсов, включающие в себя сня-тие показаний с узлов учета и передачу их заказчику услуги - ПАО «МОЭК», тогда как в договоре теплоснабжения между МОЭК и, например, ГБУ «Жилищником Даниловского р-на», именуемого в договоре Потребите-лем, говорится (п. 3.6) о том, что в случае непредоставления Потребителем сведений о количестве тепловой энергии по форме Приложения № 7 (Справка о количестве тепловой энергии. Форма) или 9 (Справка об объемах тепловой энергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД. Форма) в сроки, установленные п. 3.4 и пп. 1 п. 3.14 Договора, определе-ние количества поставляемой тепловой энергии и теплоносителя произ-водится в отношении жилых помещений – по нормативу потребления те-пловой энергии, в отношении нежилых помещений – расчетным методом, исходя из расчетных тепловых нагрузок, установленных в Приложении № 3.1 к Договору в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энер-гии, теплоносителя.
То есть, по договору теплоснабжения сведения о количестве тепловой энергии должна предоставлять УО, но при этом выясняется, что именно ГБУ ЕИРЦ оказывает МОЭКу именно такую услугу - снимает показания с узлов учета и передает их заказчику. Причем, практика показывает, что «Жилищ-ник» (вопреки договору теплоснабжения) не имеет никакого отношения к расчетам оплаты за тепло: чтобы предоставить гражданам посуточные ведо-мости потребления тепла в рамках требований Закона о раскрытии информа-ции, «Жилищник» вынужден письменно запрашивать их у МОЭКа с прило-жением обращения гражданина.
В рамках проблемы вопросов собственности очень интересны следую-щие позиции рассматриваемого Договора теплоснабжения, в котором ГБУ «Жилищник» района именуется «Потребитель»:
«П. 2.4: Потребитель обязуется… следить за гидроизоляцией зданий, принадлежащих ему на законных основаниях…
П. 3.14: Потребитель обязуется:
1) ежемесячно организовывать снятие показаний узла (прибора) учета, установленного в точке поставки Потребителя… и предоставлять их Тепло-снабжающей организации… по форме Приложений № 7, 8 к Договору.
В случае если узел (прибор) учета, установленный в точке поставки, принадле-жит третьему лицу, Потребитель обеспечивает снятие показаний совместно с уполномо-ченным представителем собственника или иного законного владельца прибора учета и предоставление указанных показаний в Теплоснабжающую организацию …. по форме Приложения № 8 к Договору.
2) производить установку и (или) замену узла (прибора) учета, установленного в точке поставки, в соответствии с техническими условиями, выданными Теплоснабжаю-щей организацией, и на основании согласованного с ней проекта, обеспечивать исправное состояние и сохранность указанного узла (прибора) учета.
Таким образом, из текста Договора теплоснабжения, похоже, усматри-вается, что здания, находящиеся в управлении «Жилищника», принадлежат ему «на законных основаниях», соответственно, он и должен производить ус-тановку и замену узлов (приборов) учета) – тех, которые не принадлежат «третьему лицу», – и обеспечивать их исправное состояние и сохранность, как и положено собственнику.
Однако, на самом деле, МКД находятся в общедолевой собственности физических и юридических лиц (в тч. в городской собственности сейчас не более 10-15% жилья), а узлы (приборы) учета в подавляющем большинстве – в собственности города, т.е. фактически третьего лица по отношению к обе-им сторонам данного договора.
Тем не менее, в представлении авторов типового текста такого догово-ра, третьими лицами являются «собственники или иные законные владель-цы», причем под таковыми понимаются исключительно собственники и иные законные владельцы нежилых помещений! – см. позицию 5.6 Договора:
«5.6 Теплоснабжающая организация учитывает в счет исполнения Потребителем обязательств по оплате тепловой энергии и теплоносителя по настоящему Договору пла-тежи, поступающие на расчетный счет Теплоснабжающей организации:
- от граждан, осуществляющих оплату коммунальной услуги отопления на основа-нии единого платежного документа (ЕПД), а также осуществляющих оплату непосредст-венно Теплоснабжающей организации на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
- от собственников и иных законных владельцев нежилых помещений в мно-гоквартирном доме, в отношении которых Потребитель сказывает коммунальные услуги по отоплению;
- от ГУ ГЦЖС , в счет возмещения выпадающих доходов при предоставлении гра-жданам льгот по оплате коммунальной услуги отопления»
Тут невольно вспоминается ст. 36 ЖК РФ, где очень внятно разъясне-но, кто на самом деле является законным владельцем нежилых помещений…
И вот самая милая позиция:
«5.9. … При отсутствии задолженности Потребителя по настоящему договору сумма переплаты может быть возвращена на счет Потребителя по письменному требованию кроме оплат, которые поступили на основании единого платежного документа (ЕПД)».
ЕПД знаком почти всем москвичам, на его лицевой стороне так и напи-сано: «Единый платежный документ г. Москвы». Но почему мне как клиенту управляющей организации ГБУ «Жилищник Даниловского района» платеж-ный документ выставляет город Москва, то есть правительство города, некое третье юр-лицо, а не моя УО? И почему я должна перечислять оплату за ус-луги не на расчетный счет моей УО, а на некий «счет по сбору платежей за ЖКУ района»?
Итак, по информации официального сайта ГБУ ЕИРЦ http://gbueirc.ru/about/ob-uchrezhdenii : «Государственное бюджетное учреж-дение города Москвы «Единый информационно-расчетный центр города Мо-сквы» создано на основании распоряжения Правительства Москвы от 25 ию-ля 2012 г. № 392-РП в целях совершенствования порядка предоставления ус-луг для информационно-аналитического обеспечения работы служб город-ского хозяйства Москвы.
Основной целью деятельности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» является обеспечение информационного сопровождения осуществления мероприятий по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, комму-нальные и прочие услуги и их распределению.
В соответствии с решением Мэра Москвы С.С. Собянина, эксплуатация общедомовых узлов учета тепловой энергии, которые обеспечивают город-скую систему единых расчётных центров данными для расчёта с потребите-лями, в том числе, через Единый платёжный документ, переданы в управле-ние ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».
В целях определения объема и содержания работ, выполняемых спе-циализированными организациями по оказанию информационных услуг с использованием Автоматизированной системы управления «Информацион-ное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (услуг АСУ ЕИРЦ), и с учетом заме-чаний Контрольного комитета города Москвы (письмо от 04.08.2011 N 01-01-23-113/11) и Департамента информационных технологий города Москвы (письмо от 12.09.2011 N 64-05-144/11) распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 17 ноября 2011 г. № 05-14-750/1 утвержден и введен в действие еще 01.01.2012 Регламент оказания услуг Автоматизированной системы управле-ния «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (услуг АСУ ЕИРЦ) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=160915...
Префектуры административных округов г. Москвы пользуются услу-гами ГБУ ЕИРЦ на основе Регламентов взаимодействия участников бюджет-ного процесса по администрированию платежей за коммерческий наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы (на-пример, вот такой Регламент утвержден Распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 3 марта 2014 г. № 01-41-106 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=154392... ), согласно кото-рому основным субъектом взаимодействия с ГБУ ЕИРЦ являются районные инженерные службы (ГКУ ИСы), на основании договоров с которыми, на-пример, районные подразделения ГБУ МФЦ (которым ГБУ ЕИРЦ направля-ет сведения приборов учета) выставляют платежные документы нанимателям коммерческого (хотя, судя по всему, социального) найма.
Однако в собственности города (в социальном найме), на сегодняшний день находится не более 10-15% жилья, тем не менее, Московские нарядные ЕПД того же изготовления оказываются в почтовых ящиках подавляющего числа москвичей (за редким исключением ТСЖ и ЖСК на самоуправлении).
Для того чтобы пользоваться услугами ГБУ ЕИРЦ, управляющие орга-низации должны заключить с ним «Договор об организации расчетов за жи-лые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и организации формирования и доставки ЕПД» в соответствии с решением общего собра-ния собственников помещений в МКД (или решением органов управления ТСЖ или ЖСК) о переходе на расчеты через систему инженерных служб го-рода Москвы (правопреемников единых информационно-расчетных цен-тров).
Соответственно, если такого решения общее собрание собственников помещений в МКД не примет, то в договоре управления это прописано не будет, и УО не имеет права заключать договор с ГБУ ЕИРЦ. Вероятно, во из-бежание подобной ситуации МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, был выставлен на торги по выбору УО, поскольку, согласно п. 5 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в МКД обязаны заключить договор управле-ния этим домом с УО, выбранной по результатам открытого конкурса.
В тендерной документации этих торгов по выбору управляющей орга-низации для МКД по адресу: Крутицкая набережная дом 9, в составе общего имущества не указаны узел учета тепловой энергии и автоматические уст-ройства регулирования, установленные в доме, а договор теплоснабжения предполагает расчеты по нагрузке, например, по теплу – 0,013 Гкал/кв.м.
Вот ссылка на всю информацию по этим торгам: http://torgi.gov.ru/allLotsSearch/notificationView.html?notificationId=1... .
В договоре управления, который должны были подписать собственни-ки жилья в МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, по итогам выше-упомянутых торгов по выбору УО, есть позиция 3.1.6:
«Принимать от собственника плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление Многоквартирным домом, коммунальные и другие услуги через систему МФЦ района», – но в ЕПД эта позиция соответствует строке «содержание и ремонт жилой площади», хотя общеизвестно, что собственник жилья содержит и ремонтирует свою жил-площадь за собственный счет, и оплачивает лишь услуги, работы по управ-лению МКД и содержание и ремонт общего имущества (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Платить за содержание и ремонт жилой площади – обязанность нанимателя (п. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Тем самым, вероятно, собственники приравниваются к нанимателям, и возникает возможность расширенной реализации Регламентов взаимодейст-вия участников бюджетного процесса по администрированию платежей за коммерческий наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, но и также – вероятная возможность назвать услуги ГБУ МФЦ на-вязанными, подпадающими под определение ст. 16 «Недействительность ус-ловий договора, ущемляющих права потребителя» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 13.07.2015), и также ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».
Предметом договора от 17.07.2014 № 70-1011/53/71-14между «ГБУ МФЦ города Москвы», ГБУ «Жилищник Даниловского района», именуемого в дальнейшем «Поставщик», и Банком Москвы (в дальнейшем «Банк») явля-ются «действия Сторон, осуществляемые в целях информационного обеспе-чения расчетов населения, проживающих в жилых домах, находящихся на территории города Москвы (далее – Плательщики), за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые им на основании Договора управле-ния многоквартирными домами (далее – Договор управления), заключенного между Поставщиком и Плательщиком».
Согласно п. 2.1.4. данного договора, ГБУ МФЦ города Москвы обязано организовать осуществление филиалами ГБУ МФЦ выполнение следующих функций: «Формирование для Плательщиков … Единых платежных доку-ментов (далее – ЕПД) на оплату за жилое помещение и коммунальные услу-ги. ЕПД формируется в соответствии с требованиями, изложенными в При-ложении 1 к настоящему Договору, и включает в себя, в том числе, платеж-ные реквизиты счета, открытого в Банке и указанного в п. 2.2.1 настоящего Договора». А согласно п. 2.2.1, Банк обязан зачислять платежи плательщиков на счет по сбору платежей за жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги муниципального района на № (указан номер счета) (далее счет), от-крытый в Банке. Вот и объяснение, почему платить за услуги УО нужно не на ее счет, а на некий, «открытый в Банке», несмотря на требования чч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ, которые устанавливают, что плата за содержание и ремонт жи-лого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию.
Безусловно, согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых по-мещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, но выбор способа расчетов все равно явля-ется компетенцией общего собрания собственников помещений в МКД, по-скольку заключать договоры с какими-либо третьими лицами УО вправе только на основании договоров с собственниками, которые (при отсутствии в доме юрлица) могут заключаться только на основании решения общего соб-рания собственников либо – в случае торгов по выбору УО – похоже, уже давно заключены за спиной собственников.
Что касается Приложения 1 к договору МФЦ-Жилищник-Банк, то там приводится пример заполненного ЕПД, в котором есть срока «наем» - еще одно свидетельство того, что все информационное обеспечение рассчитано исключительно на нанимателей.
А свидетельством факта неприятия «отцами города» Федерального за-конодательства может служить распоряжение Департамента имущества го-рода Москвы от 27.05.2004 № 1217-р «О временном порядке оформления прав на имущественный комплекс как единый объект», согласно которому имущественный комплекс (домовладение) принадлежит городу, а все, что и кто там есть еще – всего лишь обременение. Поэтому, уже вполне логично, то собственники жилья минимум в 27 тысячах московских МКД – всего лишь плательщики городу за «наем».
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 мая 2004 г. N 1217-р
О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ
НА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регист-рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлениями Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" и от 22.01.2002 N 68-ПП "Об итогах работы Комплекса по имущест-венно-земельным отношениям Правительства Москвы в 2001 году по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 год", в целях упорядочения системы учета и управле-ния имуществом города Москвы и обеспечения правильности оформления распорядительных до-кументов, а также для урегулирования вопроса государственной регистрации прав на нестандарт-ные и некапитальные объекты (заборы, асфальтовые покрытия, дороги, гаражи, автостоянки, складские и подсобные строения, ангары и прочие) подразделениям Департамента при подготовке распорядительного документа руководствоваться следующим временным порядком:
1. Управлению оформления документов и реестра городской собственности, Управлению имущественных комплексов:
1.1. При оформлении договоров на имущественный комплекс (домовладение) в отдельном приложении указывать перечень нестандартных, некапитальных объектов с описанием земельного участка и наложением обременений (сервитута) на земельный участок и/или имущественный ком-плекс в части права пользования.
1.2. При выделении единицы учета из общего домовладения (одного или нескольких нестан-дартных, некапитальных объектов) включать в распорядительный документ описание земельного участка к объекту с наложением обременения (сервитута) на право пользования данным участком.
2. Управлению приватизации, Управлению продажи при подготовке материалов для рас-смотрения на Городской комиссии по приватизации при описании объектов приватизации указы-вать перечень нестандартных и некапитальных объектов с описанием земельного участка с нало-жением соответствующих обременений (сервитута) в части права пользования.
3. В качестве документа, являющегося описанием земельного участка, использовать копию технического паспорта ГУП "МосгорБТИ" на домовладение со сведениями о его составе.
4. Юридическому управлению при поступлении проекта документа для правовой оценки ви-зировать его при условии обязательного включения вышеназванных отдельных приложений и ог-раничений пользования земельным участком.
5. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Руководитель Департамента
В.Н. Силкин
Итак, «плательщики», в чьих домах имеются узлы учета тепла, вопреки Законодательству не принадлежащие им, не могут обойтись без услуг ГБУ МФЦ и ГБУ ЕИРЦ, в чьем ведении находятся принадлежащие городу УУТ вместе с приборами учета. Вероятно (хотя и очень не хочется), данная ситуа-ция с отчужденными из общего имущества собственников жилья узлами и приборами учета тепла, подпадает под ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) «Мошенничество» - то есть «хищение чужо-го имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
Наглядным примером тому служит ситуация по оплате тепловой энергии, сложившаяся в (нашем) доме по адресу: Москва, Крутицкая набережная, дом 9 (9-ти этажная башенка-хрущевка, 2570,8 кв. м жилой площади).
В этом доме, начиная с 2009 года, проводились все возможные мероприятия по повышению энергоэффективности. В итоге, в соответствии с показаниями об-щедомового прибора учета, фактическое потреблении тепла снизилось почти вдвое по сравнению с нормативом, что привело к снижению платежей, несмотря на рост тарифов.
В таблице 1 приведены сведения о величинах потребления и размерах пла-тежей для квартиры площадью 37,3 кв.м до передачи прибора учета в ГБУ ЕИРЦ.
Таблица 1
Энергосберегаю-щие мероприятия по годам Уд. расход тепла на
1 кв. м об-щей жилой площади в предыду-щем году Тариф, руб. Сред-ний расход тепла в ме-сяц квар-тирой (37,3 кв. м), Гкал Сум-ма пла-тежа за ме-сяц квар-тиры (37,3 кв. м), руб Сред-ний расход дома в месяц (2570,8 кв. м), Гкал Сумма платежа дома за месяц/год (2570,8 кв. м), руб.
2009 г. Установ-лен Узел учета тепла 0,0160 Гкал/м2 норматив 15,30 за 1 кв.м 570,69 39333,24/471998,88
2010г.
Утеплён фасад и фундамент, ус-тановлены пла-стиковые окна, лоджии остекле-ны 0,0123673 Гкал/м2
счётчик 1190,03 за 1 Гкал 0,4613 548,86 31,79385 37835,63/454027,62
2011г.
Заменены строго по проекту стоя-ки и радиаторы в квартирах, уста-новлены балан-сировочные кла-паны на стояках, терморегуляторы на батареях 0,0119249 Гкал/м2
счётчик 1325,70 за 1 Гкал 0,4448 589,72 30,65653 40641,37/487696,39
2012г.
Утеплён чердак и входная группа 0,0109272 Гкал/м2 счётчик 1325,70 за 1 Гкал 0,407585 540,34 28,27610 37485,63/449827,52
2013г.
АУУ установлен в мае и введен в эксплуатацию в октябре 2012 г. 0,0099895 Гкал/м2 счётчик + АУУ с осени 1440,50
За 1 Гкал 0,372608 536,74 25,68101 36993,49/443921,88
2014 г. 0,0083781 Гкал/м2 счётчик + АУУ 1720,9 за 1 Гкал 0,312503 537,79 21,53842 37065,47/444785,59
С ноября 2013 г. прибор неисправен, однако строка «техническое облужива-ние общедомовых приборов учета» входит в состав строки ЕПД «сод. и рем. ж/п» и в смету расходов УО, таким образом, жители дома уже третий год платят за техоб-служивание неисправного прибора, который, к тому же, им не принадлежит!
В таблице 2 приведены сведения о величинах потребления и размерах пла-тежей для квартиры площадью 37,3 кв.м. в настоящее время.
Таблица 1-2
С осени 2013 года УУТ сломан, однако АУУ прекрас-но рабо-тает Уд. расход тепла на
1 кв. м об-щей жилой площади в предыду-щем году Тариф, руб. Средний расход тепла в месяц кварти-рой (37,3 кв. м), Гкал Сумма платежа за месяц кварти-ры (37,3 кв. м), руб Сред-ний рас-ход дома в ме-сяц (2570,8 кв. м), Гкал Сумма платежа до-ма за месяц/год (2570,8 кв. м), руб.
2015 г.
0,016 Гкал/м2 норматив 1720,90 за 1 Гкал 0,5968 1027,03 41,1328 70785,44/849425,23
2016 г.
0,012667 нагрузка
1944,62 за 1 Гкал 0,472457 918,75 32,5643 63325,23/759902,82
Собственником как прибора учета, так и всего УУТ, установленного в МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, с 2013 г. является город Мо-сква «в лице» ГБУ ЕИРЦ, соответственно, еще два с лишним года назад РСО (МОЭК) должна была отремонтировать или заменить неисправные приборы за счет ГБУ ЕИРЦ (города), а в случае отказа ГБУ ЕИРЦ (города) – принуди-тельно взыскать свои расходы с него.
Таким образом, продолжая снабжать теплом дом с неисправным при-бором учета, МОЭК уже более двух лет нарушает Федеральный Закон «Об энергосбережении», тем самым помогая ГБУ ЕИРЦ нарушать тот же самый Закон.
Так что, невольно напрашивается предположение о сговоре (ст. 35 УК РФ) или, может быть, даже картельном сговоре (ст. 178 УК РФ, ст. 14.32 КоАП РФ) между ГБУ ЕИРЦ, МОЭК, МФЦ и ГБУ Жилищник района, через счета которого поступают платежи населения, ну и, наверное, правительст-вом Москвы, которое «почему-то» не передало УУТ собственникам жилья в общее имущество, как того требует федеральное законодательство.
По информации на официальном сайте Департамента топливно-энергетического хозяйства (ДТЭХ) г. Москвы (Схема теплоснабжения г. Мо-сквы до 2028 года), по состоянию на 2011 год приборами учета тепла было обеспечено 32 874 жилых дома и объектов социальной сферы. По информа-ции на сайте Московского Фонда капитального ремонта, в региональную программу вошло более 32 тысяч МКД. По информации на сайте ГБУ ЕИРЦ в его управлении находится 31 тыс. приборов учете и 27 тыс узлов учета теп-ла. Таким образом можно сделать вывод, что подавляющее количество МКД в Москве сегодня обладают приборами учета тепла, подавляющая же часть этих приборов вопреки требованиям Законодательства, находится в собст-венности города Москвы и в управлении ГБУ ЕИРЦ. Тем самым, вероятно, можно сделать вывод о размерах упомянутого выше «хищения» (стоимость одного узла учета тепла составляет в Москве примерно 400 тыс. руб.), а о ре-зультатах его удивительных последствий могут рассказать следующие циф-ры и факты из официальных источников.
На сайте ДТЭХ размещен проект «Схемы теплоснабжения г. Москвы до 2030 года», где на стр. 96 отмечается, что «стоимость услуг по отоплению и горячему водоснабжению формирует до 50 % затрат населения на комму-нальные услуги», и далее:
«Анализ полученных данных по тепловым нагрузкам с учетом режимов отпуска тепла показал, что фактические тепловые нагрузки ниже дого-ворных по разным группам энергоисточников на 10 - 50 %, а в целом по Москве на ~ 35 %».
На официальном сайте ПАО «Газпром» 29 апреля 2016 г. размещен Отчет по РСБУ за 3 месяца 2016 г. и следующая информация http://www.gazenergocom.ru/press/news/2016/04/177/ :
«Чистая прибыль ПАО «МОЭК» за I квартал 2016 года по РСБУ вы-росла в 3 раза… По итогам I квартала 2016 года выручка Общества (с учетом государственных субсидий) увеличилась по сравнению с аналогичным пока-зателем прошлого года на 26,3% и составила 50 млрд 032 млн рублей. Уве-личение выручки произошло в основном по причине роста объемов реа-лизации тепловой энергии на 34% в результате получения ПАО «МОЭК» статуса Единой теплоснабжающей организацией в городе Мо-скве, а также более низкой температурой в I квартале 2016 года».
Тем самым констатируется факт, что при расчетах по нормативу или по нагрузке, а не по данным приборов учета, переплата москвичей за тепло со-ставляет «~ 35 %», поскольку на сегодняшний день общедомовые приборы учета, установленные в МКД, в подавляющем большинстве, по признаниям ГБУ ЕИРЦ и даже МЖИ, находятся в нерабочем состоянии.
Но как же тогда МЖИ, в обязанности которой (ч.1 ст. 20 ЖК РФ) вхо-дит также надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении (261-ФЗ), например, подписывает паспорта готовности МКД к зиме, зная о неисправности узла (прибора) учета тепла? Вероятно, потому, что УУТ не входит в состав общего имущества данного МКД, и МЖИ его просто «не ви-дит» в этом доме.
Но ведь на сайте ГБУ ЕИРЦ несколько раз повторяется число узлов учета тепла, находящихся у него в управлении – 27 тысяч узлов и 31 тысяча приборов. Где-то ведь, в каком-нибудь реестре или списке они должны быть!
Как упоминалось выше, на сайте ДТЭХ размещен проект Схемы тепло-снабжения Москвы до 2030 г. http://depteh.mos.ru/legislation/projects/3189283/ , в том числе и Приложение Ж к Книге 1.3 данного проекта, Глава 1 «Суще-ствующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепло-вой энергии для целей теплоснабжения», часть. Там на стр. 137 есть таблица с несколько непонятным названием: «Приборы учета отпуска тепловой энер-гии в тепловые, установленных на ЦТП (ИТП) ПАО «МОЭК», в том числе ТиНАО». Правда, приборов в этой таблице всего 5107 штук.
В доме по адресу: Крутицкая набережная-9, имеется прибор «Практи-ка» с номером абонента 06-03-0516/006, установленный в 2008 году. Однако, согласно упомянутой таблице, прибор с таким номером установлен по адре-су: Симоновский Вал, 12 стр. 2, и в 1998 году, хотя, на самом деле, в этом строении находится ЦТП, обслуживающее 9 МКД, 2 детских сада, музыкаль-ную школу, административное здание, в котором находится ОДС и опорный пункт полиции, а также торговое здание и ресторан. Во всех этих жилых и нежилых зданиях имеются приборы учета, но ни одного из их адресов в упо-мянутой таблице нет.
№ п/п
Филиал
ПАО
«МОЭК»
Наименование
(номер) объекта
Место установки
Тип прибора
(тип вычислителя)
Год
установки
1 2 3 4 5 6
4799 20 06-03-0516/006 Симоновский вал, 12 стр.2 SA94/2 1998
Зато, если мы заглянем в Дополнительное соглашение от 01.12.2015 к Договору теплоснабжения № 06.530392-ТЭ от 01.05.2014 между ГБУ «Жи-лищник Даниловского р-на» и ПАО «МОЭК», то узнаем, что 06-03-051/006 – это номер именно ЦТП, а абонентом является именно ГБУ «Жилищник Да-ниловского р-на», и в Приложении 3 к данному Допсоглашению есть таблица «Расшифровка договорных величин потребления тепловой энергии Абонен-том (с учетом Субабонентов)». В этой таблице содержатся сведения о дого-ворных величинах поставки тепла по адресам девяти МКД, в том числе и по дому № 9 по Крутицкой набережной, и по одному административному зда-нию. Но никаких упоминаний о наличии по адресам поставки узлов (прибо-ров) учета и расчетов по их показаниям тут тоже нет.
Вероятно, этим объясняется и безразличие МЖИ, и всяких других кон-тролирующих органов к фактам начисления оплаты за тепло по нормативу или, в лучшем случае, по нагрузке гражданам, проживающим в этих домах. Нет там УУТ на бумаге, значит, и платить «плательщики» должны так, как если узла (прибора) в их доме действительно нет.
Следует отметить, что руководитель ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» г-н Стенюшкин Александр Васильевич находится в подчинении г-на Ливинского Павла Анатольевича, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства, руководитель ГБУ «МФЦ города Москвы», Громова Елена Геннадьевна – в подчинении г-на Самсонова Александра Михайловича, руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, который, равно как и начальник Мосжилинспекции г-н Ки-чиков Олег Владимирович, и руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, г-н Ливинский Павел Анатольевич, находятся в подчинении г-на Бирюкова Петра Павловича, являющегося заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - https://www.mos.ru/scheme/#/ .
При этом одновременно г-н Бирюков П.П. является также членом Со-вета директоров МОЭК и принадлежит к аффилированным лицам ПАО «МОЭК» – № 1 в Списке аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2016 - http://www.oaomoek.ru/ru/_downloads/investor/aff-list/2016/na_31_03_2016... .
Приведенные факты указывают на возможное наличие так называемого «конфликта интересов», который должен быть рассмотрен в рамках антикор-рупционной экспертизы, и требуют проведения серьезного финансового ау-дита, например, по инициативе Министерства строительства и ЖКХ РФ или даже Прокуратуры РФ.